на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Социальный контроль проституции в современном российском обществе

Такая борьба, безусловно, нуждалась в теоретическом обосновании. Идеологами ее выступили Д.Д. Ахшарумов - писатель, петрашевец, впоследствии получивший медицинское образование, И.И.Канкарович, упоминавшаяся уже неоднократно, М.И. Покровская.

Наиболее обоснованно и детально идеи российского аболиционизма были изложены А.И.Елистратовым в книге “О прикреплении женщин к проституции”. “Режим регламентированной проституции, - утверждал А.И. Елистратов, - это тяжелый привесок, который для женщин из не владеющих общественных групп усиливает общий социальный гнет” Свои рассуждения он прежде всего строил на тезисе о притеснении личной свободы с помощью административно-медицинского надзора.[57] Д.Д.Ахшарумов в докладе обществу “Русских врачей в городе Риге” он отмечал, что проституция это “совокупность известных аномальных явлений в половой сфере жизни человека, часть явлений его же жизни, но в патологических уклонениях от нормы”, а проститутка “есть бедная женщина, продающая свое тело всякому, - за какую-либо небольшую плату; продающие его дорого - за тысячи, сотни или хотя бы десятки рублей не могут считаться таковыми.

В 1913 г. в связи с попыткой разработки нового законодательства, касающегося проблем проституции, притоносодержательства, сводничества и т.д., аболиционисты вновь активно выступили с протестом против любых форм надзора.

Они рьяно нападали на выжидательную позицию Министерства внутренних дел, которое искало пути замены Врачебно-полицейского комитета учреждением с более демократичным названием. Основной тезис сторонников аболиционизма - отмена любого вида регламентации - по-прежнему сводился к идее порочности контроля за проституцией, так как он является вмешательством в интересы личности. Самое парадоксальное заключалось в том, что, стремясь избавить публичных женщин от какого-либо контроля, аболиционисты с особым рвением пытались регламентировать права потребителей и их сексуальные потребности.

Общественная мысль того времени по взглядам на причины проституции разделялась на два противоположных лагеря: криминально-антропологическое, и социологическое (позитивная школа) которые зародились в Западной Европе, затем оказали сильное влияние на общественную мысль России.

“Отцом” первого является итальянский психиатр Чезаро Ломброзо. Суть криминально-антропологического учения заключалась в следующем. Проститутка есть ненормальная по своему психическому складу личность, с наследственными, врожденными пороками организма.

Это направление еще во время его оформления не выдерживало критики со стороны многих исследователей. Оно подвергалось критике на том основании, что:

Во-первых, работы Ч.Ломброзо были основаны на очень узком статистическом материале по антропологии проституток, которые “не могли создать правильного антропологического типа”.

Во-вторых, тезис о “нравственном помешательстве” также оспаривался, так как некоторые врачи признавали, что “мстительность присуща не только врожденным проституткам, но и нормальным женщинам. Тщеславие, независимо от рода занятий “увеличивалось по мере развития цивилизации” .

Материнское чувство у врожденных проституток очень слабое или его вообще нет”. Противоположность этого утверждения отмечал еще А. Парен-Дюшатэле в работе “Проституция в Париже”. “Материнское чувство у проституток развито сильно - доказывал он, - приводя достаточно убедительные статистические данные”.

В.М. Тарновский главную причину проституции видел в “неодинаковом напряжении полового чувства, присущим обоим полам, различных по степеням потребности его удовлетворения и крайне изменчивую силу воли и сопротивление страстным побуждениям, при разнообразных отклонениях в развитии всего нравственного и физического облика человека”. Все остальные условия, по его мнению, могут усилить или ослабить проявления проституции.

К аналогичным выводам пришел врач Н.И.Канкарович, который писал: “элементы атавизма и вырождения лишь в очень ограниченном числе случаев играют роль первоначальных факторов влияющих на проституцию.”

Из обследованных автором проституток только 3-4% женщин страдали повышенным половым влечением, в котором “видели причину своего падения”.

Антропологическая школа, а именно ее криминалистическое направление оказало неоценимую услугу науке. Она указала на необходимость изучения личности преступника, и заставила ученых заниматься наблюдениями за последними.

Позитивная школа возникла в Италии в начале 1880-х г. Представители - Э.Ферри, Ф.Лист, Г.Тард - главным образом стремилась изучить естественный генезис преступления, как в самом человеке, так и в той среде, в которой он живет. Эта школа создала отдельную ветвь в антропологии, которую Э.Ферри назвал “уголовной социологией”. Сущность этого учения заключалась в том, что причины проституции, как и вообще человеческой преступности, лежали не столько в самой личности проститутки, сколько в неблагоприятных социальных условиях ее окружения. И поэтому, с точки зрения позитивной школы, проституция - это явление чисто социального характера “не только в экономическом смысле, но и в духовном, нравственном, политическом”.

По мнению Э.Ферри проституция - это один из видов преступления, поэтому выделенные им причины для преступника справедливы и для этого явления. Проституция, согласно его представлениям, есть явление “нормально- и ненормально биологическое и социальное”. Ненормальное биологическое он подразделял на: 1) продукт атавизма, 2)патологического состояния человека (неврозы, неврастении), 3) вырождения, 4) недостаточного питания, 5) нравственных аномалий. Социальное ненормальное включало в себя “продукт экономических условий, сложных социальных влияний”.[58]

Все преступления он объяснял с точки зрения этих факторов. Так например, изнасилование и проституция это потребность к воспроизводству, то есть это нормальное человеческое действие. А преступлением они стали тогда, когда общество уничтожило условия необходимые для удовлетворения этих естественных потребностей. Одновременно с этим наши поступки объясняются и уровнем нравственности, ибо они напрямую зависят от условий существования.

В свой концепции генезиса преступлений Э.Ферри приходит в выводу о влиянии трех факторов: антропологического или индивидуального, физиологического и социального. Антропологические факторы присущие личности являются “первым коэффициентом преступности”. Преступника можно рассматривать как отдельную особь со стороны физиологической или психологической, либо как человека общества. Поэтому он выделял в антропологическом факторе три уровня. Во-первых, органическое строение (все физические свойства - особенности лица, аномалии строения человека, татуировки); во-вторых психика человека (все аномалии интеллекта и чувства, особенности жаргона); в-третьих, личные свойства преступника (биологические признаки расы, пол, возраст, гражданское состояние, условия быта, принадлежность к классу, образование и т.п.).

К физическим признакам он относил все причины среды - климат, время года, и т.п. Социальные факторы - густота населения, религиозные воззрения, состояние семьи, промышленного производства, алкоголизм, экономическая и политическая система, вообще система уголовного и гражданского законодательства.

Приводя обширный статистический материал Э.Ферри стремился доказать, что социальные факторы играют большую роль, чем остальные, а также, что при изменении в лучшую сторону социального фактора можно добиться уменьшения преступности.

Основным условием проституции с точки зрения российских исследователей являлась наличность рынка, который требовал определенных товаров и обеспечивал постепенный сбыт тем из них, которые не сразу находили себе покупателя. Рынок этот существовал и развивался с каждым годом в крупных городах. “В нравственном падении женщины, в увлечении ее на путь проституции главную роль, - по мнению Н.В.Рейнгардта, - играл мужчина.[59] Этому способствовали, по его мнению, ранние половые влечения мужчин, наличие в городе военного корпуса, учебных заведений. Железные дороги усиливали подвижность населения и влияли на уменьшение браков и на усиление проституции. Рабочие также представляли большой процент потребителей проституции. Это обстоятельство объяснялось тем, что при дороговизне жизни “свободная любовь” приобретала все большие размеры. На спрос влиял и избыток мужчин по сравнению с общим числом женщин. По мере того, как растет со стороны мужчины потребность в проституции, увеличивается также и ее предложения. Те же самые экономические отношения которые затрудняют возможность у мужчин вступать в брак, толкают женщин на путь проституции.

Говоря о причинах проституции, исследователи выделяли также влияние культурной среды. С раннего детства девочки и мальчики воспитывались в дореволюционной России раздельно, при этом последних приучали к труду, к учению, им твердили о необходимости знаний, об их превосходстве над женским полом. Девочкам давалось такое воспитание, чтобы она считала себя чем-то низшим, “явившимся на свет по какому-то печальному недоразумению”. Им прививалась мысль, что единственная цель и назначение женщины - выйти замуж, а все остальное второстепенное. Учиться она должна была только для того, что мужчина имеет право на образованную жену.

Таким образом, общественная мысль второй половины XIX-начала ХХ вв. среди причин проституции называла как генетическую наследственность, так и влияние правовой, экономической, культурной сфер жизни общества. Рассмотренные нами точки зрения различных авторов и научных направлений по вопросу причин проституции показали, что человеческая индивидуальность - это трехсторонняя система, обусловленная особенностями взаимодействующих сторон - природы, общества и культуры. Поэтому в одной и той же социальной среде мы встречаемся с широким разбросом уровней и качеств культуры в разных людях.

Переходя к вопросу криминологической связи проституции с преступностью,

необходимо провести некоторую аналогию между двумя "вечными" для человеческого общества явлениями - нарушениями каких-то правил поведения и проституцией. Эти негативные социальные явления, надеюсь желающих это опровергнуть в аудитории нет, к сожалению, всегда были, есть и будут.

Объективно, проституция есть реальный способ существования немалого числа женщин, профессия, явление, оскорбляющее общественную нравственность, но, несмотря на все проклятия, практически неистребимое. В нашей стране ей практически регулярно "объявляется война". Идеологический парадокс этих компаний, особенно последней, заключается в том, что, чем больше было криков "против", тем более снисходительным становилось общество к проституции. Более того, произведения искусства (книги, фильмы) , "разоблачая" проституцию, стали ее эффективной рекламой. К этому добавить захлестывающий все "парнуху", конкурсы красоты и многое другое, то лицемерно на данном фоне звучат призывы некоторых "товарищей" отнести проституцию к уголовно наказуемым деяниям. Здесь возникает много вопросов, и они не просты... Поэтому, не разбираясь с этим явлением в нашей стране, в которой до недавнего времени "не было" ни секса, ни проституции, обратимся к опыту стран, где она официально существует давно...

В подавляющем большинстве стран проституция в уголовном порядке не наказуема (во всяком случае, в развитых странах) . Там установлены правила поведения для проституток. И ответственность наступает не за самый факт занятия проституцией, а за нарушение установленных правил поведения. Т. е. установлен порядок...

Заканчивая этот вопрос хотелось бы напомнить, что, несмотря на постоянную борьбу с преступностью, человечество развивает и индустрию вседозволенности, что позволяет уживаться друг с другом ханжеству и "борьбе с проституцией". Сегодня, к сожалению, наше общество прекрасно демонстрирует это. Общая криминологическая характеристика проституции и основных ее взаимосвязей с преступностью, конечно, не исчерпывает проблемы, однако свидетельствует о многообразии существующих в обществе причинных связей преступности с другими социальными явлениями, ближе либо дальше отстоящих от преступности.

К сказанному о связи проституции с преступностью, о взаимозависимости этих двух социальных явлений негативного плана следует добавить еще, что проституция один из источников заражения СПИДом, являющегося во всем мире тяжким преступлением. Если к этому добавить, что проституция, особенно уличная, беспорядочная, практически неконтролируемая, особенно характерная для нашей страны, сопровождается не только распространением венерических заболеваний, но и заведомым (а часто и не заведомым) заражением им, что тоже есть уголовно наказуемое деяние, то и здесь очевиден общественно опасный характер проституции.

В социальном же плане проституция влияет на прочность семейно-брачных отношений (на конфликты в семьях пр.). Как правило, женщины-проститутки не могут быть матерями либо дети их социально заброшены, идут с малолетства на панель или пополняют собой армию воров и других преступников либо пьяниц и наркоманов.

И все это в той или иной степени характерно для любой социально-политической системы. Еще мы забыли вспомнить о проститутке, как о жертве... (например, изнасилование проститутки и т.д.) ...

Учитывая, что проституция - самая древняя профессия и до сих пор, в процессе научно-технического прогресса не отмерла, о ней можно рассказывать бесконечно. Пожалуй, пора остановиться, сделать выводы. Прежде всего: бороться с ней бесполезно, но контролировать и "определить ее рамки" необходимо.[60]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.