Дипломная работа: Правовая культура воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей
Введение
Актуальность
исследования. В современном российском обществе проблема социализации молодого
поколения – освоение социальных норм, культурных ценностей и образцов
поведения, находит отражение в законодательных и иных нормативно-правовых
актах, регулирующих жизнедеятельность, ценностные ориентации и общественное
мнение молодых людей является неизменно актуальной.
Возникновение противоречий между нормами, целями культуры и
существующими институтами вызывает особое нравственно-психологическое состояние
индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением
системы моральных ценностей и идеалов. Эти изменения происходят без учета
реального социально-политического и экономического положения молодежи,
особенностей ее возрастных и индивидуально-психологических характеристик, что
еще более обостряет проблему в периоды изменения социальных норм.
В Российской Федерации сохраняется тенденция роста
социального сиротства. Согласно данным статистики, в 2007 году в округе
проживает более 18 тыс. социальных сирот. У 77 % таких детей родители живы, но
лишены родительских прав, в большинстве из-за асоциального поведения или по
причине пребывания в местах заключения. У 17% детей родители умерли в
результате алкоголизма и наркомании. Среди детей сирот 26% состоят на учете в
комиссиях по делам несовершеннолетних, 9% – склонны к бродяжничеству, 45% –
имеют отклонения в психическом развитии [50, С.4].
Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей,
поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 14%
родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его
воспитывать, отсутствием необходимых условий. При этом 42% матерей, числятся
как матери-одиночки, и 24% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков,
и лишь 17% семей считаются условно благополучными [50, С. 271].
Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное
наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие
лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно
отсутствующими. В научных публикациях, средствах массовой информации о
сложившейся системе государственных учреждений закрытого типа (детские дома,
школы-интернаты) описано много противоречий, в первую очередь связанных с
гарантированным каждому ребенку правом на семью.
Обобщение современных воспитательных, реабилитационных
технологий и корректирующих программ, знакомство и передовым опытом в этой
области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы
в работе с воспитанниками детских домов. Так, к наиболее серьезным недостаткам системы
государственных интернатных учреждений социальные работники относят:
несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда,
когда ребенок является брошенным; недостаточная «персонофицированность»
помещений большинства учреждений. Такая невосприимчивость к чужим проблемам,
разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере
взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое, недостаточная
подготовленность персонала к работе с детьми, недостаточность технологий
реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома, вследствие
стресса помещения в учреждение и изъятие его из семьи – влияют на развитие
личности.
Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется
качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Последствия отставания технологий
работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение
проявляются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям,
воспитывающимся в семьях. Это проявляется в их социальной адаптации, включая
способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать
кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную
семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.
Теоретическая разработанность темы. Различные аспекты
организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми,
оставшимися без попечения родителей, отражены в работах Белопольской Н.Л.,
Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Михеевой Л.Ю.
Противоречие и проблема исследования. Проблема исследования
заключается в определении условий организации социальной работы по формированию
правовой культуры у воспитанников в Центре помощи детям, оставшихся без
попечения родителей.
Цель исследования. Теоретическое и экспериментальное
обоснование организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям,
оставшихся без попечения родителей.
Объект исследования: формирование правовой культуры
воспитанников.
Предмет исследования: теоретические и практические основы
организации социальной
работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения
родителей.
Гипотеза исследования: формирование правовой культуры
воспитанников Центре помощи детям «Аистенок» будет более эффективным, если:
1)
будет разработана
и реализована программа организации социальной работы по формированию правовой
культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения
родителей;
2)
организована
работа по расширению методической базы Центра помощи детям, оставшихся без
попечения родителей.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие
задачи исследования:
1.
Дать
характеристику основных понятий организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям,
оставшихся без попечения родителей;
2.
Определить
особенности формирования
правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения
родителей;
3.
Изучить правовые
основы формирования правовой культуры у детей, оставшихся без попечения
родителей;
4.
Проанализировать и
изучить опыт работы в
Центрах помощи детям по формированию правовой культуры;
5.
Разработать,
реализовать и проанализировать программу формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без
попечения родителей «Аистенок».
Методы, использованные при проведении исследования.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой
гипотезы в ходе экспериментальной работы был использован комплекс методов исследования:
метод эмпирического исследования – беседы, акция; методы обработки результатов
исследования – анализ результатов экспериментальной работы, количественный и
качественный анализ экспериментальных данных; анализ документов,
научно-методической литературы.
Экспериментальной базой исследования является Центр
помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аистенок» г. Нижневартовска.
Этапы осуществления исследования. Исследование проводилось в
три этапа.
Первый этап (сентябрь-октябрь 2009г.) – теоретический анализ
современного состояния проблемы, разработан и проведен констатирующий
эксперимент, по выявлению уровня правовой культуры у детей в возрасте 14-15
лет, воспитывающихся в УСО ЦПД «Аистенок».
Второй этап (март-апрель 2010г.) – определение педагогических
условий для эффективного формирования правовой культуры воспитанников, описаны
уровни сформированности правовой культуры. Разработана программа по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям,
оставшихся без попечения родителей «Твои права».
Третий этап (апрель-май 2010г.) – проведен контрольный
эксперимент: выявлены особенности формирования правовой культуры,
проанализированы и систематизированы результаты исследования.
Практическая значимость исследования заключается в
возможности использования данных полученных в ходе исследования и разработанной
Программы формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без
попечения родителей «Твои права» специалистами учреждения в практической
деятельности при обслуживании детей и подростков, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации, в повышении эффективности деятельности учреждения,
реализующего Программу.
Структура выпускной квалификационной работы: введение,
три главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.
Глава
1. Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой
культуры воспитанников, оставшихся без попечения
родителей
1.1
Характеристика
основных понятий
В самом общем виде
социальная работа представляет собой, по утверждению Гулиной М.А., сложное
общественное явление, по организации социальной поддержки, социальной помощи,
социальной реабилитации людей и групп, попавших в трудные жизненные ситуации.
При организации социальной работы, профессиональная деятельность социальных
работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих
взаимоотношений. Все это содействует укреплению способностей к функциональному
существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня
благополучия [26].
Общество представляет
собой взаимодействие индивидов больших и малых групп, которое регулирует их
социальное поведение определенной системой норм и институтов, в соответствии с
объективно складывающимися потребностями личности. Наряду с этим правовое
сознание общества органично связано с правом как целостным социальным
институтом, сторонами правосознания и его правовой культурой.
В самом общем виде
культура – все то, что создано человеком, является результатом его творчества.
Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и
материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей жизни, в
совершенствовании форм своего существования [26].
По утверждению Гулиной
М.А., современная культура – правовая культура развитого и эффективно
функционирующего гражданского общества и правового государства, представляющая
собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод гражданина в
качестве высших ценностей [26].
По утверждению Бугаенко
Ю.Ю., правовая культура – система ценностей, правовых убеждений, навыков и стереотипов
поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности
(государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их
деятельности. Применительно к личности, правовая культура – это знание,
понимание права и осознанное исполнение его предписаний [18].
Формирование позитивного
отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед
государством и обществом является составной частью правовой культуры. Система
мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов,
представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры осуществляется
государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом
в целом. Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально
формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии.
Формирование правовой
культуры представляет собой сложный длительный процесс, затрагивающий все
стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права,
развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности,
наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов,
которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной
конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и
подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного
аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности
оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.
Правовая культура
является многозначной характеристикой, которая зависит от уровней развития
правового сознания населения (насколько информировано в правовом отношении
население, каково его эмоциональное отношение к закону, суду и т.д.), правовой
деятельности по созданию законодательной основы жизни общества и всей системы
юридических актов (конституция государства, системы нормативно-правовых актов).
Взаимосвязь этих элементов состоит в том, что без развития правовых воззрений,
без глубоко осознанных и освоенных правовых знаний, правовых установок и
устремлений невозможны и соответствующие развитые формы реального права,
государства и правового общения.
Структура правовой
культуры воспитанника включает три компонента.
Когнитивный компонент
представлен в виде правовых знаний, правовой информации, обеспечивающей их
правовыми знаниями, способствующими их успешной социализации и
жизнедеятельности в обществе, основу для выработки собственной жизненной
позиции.
Эмоционально-ценностный
компонент включает гуманистические жизненные установки, нравственно-правовые
чувства (чувство долга, ответственности, справедливости, уважение к праву),
определяет степень сформированности отношения к праву как к ценности,
характерной для демократического общества.
Поведенческий компонент
(правовая активность, правомерность поведения) представлен в виде опыта
проявления правовой культуры в общении, в поведении, убеждении, предполагая
наличие навыков и умений адекватно применять положения закона в реальных
жизненных ситуациях.
Взаимосвязь,
взаимообусловленность содержательных компонентов правовой культуры
характеризует системный характер исследуемого объекта.
Важнейшей частью правовой
культуры является правосознание общества. По утверждению Гулиной М.А., правосознание
– совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и
правовым явлениям общественной жизни [26].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|