на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовая культура воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей

Дипломная работа: Правовая культура воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей

Введение

Актуальность исследования. В современном российском обществе проблема социализации молодого поколения – освоение социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения, находит отражение в законодательных и иных нормативно-правовых актах, регулирующих жизнедеятельность, ценностные ориентации и общественное мнение молодых людей является неизменно актуальной.

Возникновение противоречий между нормами, целями культуры и существующими институтами вызывает особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и идеалов. Эти изменения происходят без учета реального социально-политического и экономического положения молодежи, особенностей ее возрастных и индивидуально-психологических характеристик, что еще более обостряет проблему в периоды изменения социальных норм.

В Российской Федерации сохраняется тенденция роста социального сиротства. Согласно данным статистики, в 2007 году в округе проживает более 18 тыс. социальных сирот. У 77 % таких детей родители живы, но лишены родительских прав, в большинстве из-за асоциального поведения или по причине пребывания в местах заключения. У 17% детей родители умерли в результате алкоголизма и наркомании. Среди детей сирот 26% состоят на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних, 9% – склонны к бродяжничеству, 45% – имеют отклонения в психическом развитии [50, С.4].

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей». Около 14% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать, отсутствием необходимых условий. При этом 42% матерей, числятся как матери-одиночки, и 24% детей поступают в дома ребенка от родителей-алкоголиков, и лишь 17% семей считаются условно благополучными [50, С. 271].

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими. В научных публикациях, средствах массовой информации о сложившейся системе государственных учреждений закрытого типа (детские дома, школы-интернаты) описано много противоречий, в первую очередь связанных с гарантированным каждому ребенку правом на семью.

Обобщение современных воспитательных, реабилитационных технологий и корректирующих программ, знакомство и передовым опытом в этой области позволяет в значительной мере изменить сложившиеся стереотипы и подходы в работе с воспитанниками детских домов. Так, к наиболее серьезным недостаткам системы государственных интернатных учреждений социальные работники относят: несовершенство законодательной базы, препятствующей усыновлению даже тогда, когда ребенок является брошенным; недостаточная «персонофицированность» помещений большинства учреждений. Такая невосприимчивость к чужим проблемам, разрыв сложившихся эмоциональных связей при переводе воспитанников по мере взросления из одного учебно-воспитательного учреждения в другое, недостаточная подготовленность персонала к работе с детьми, недостаточность технологий реабилитации детей, страдающих от посттравматического синдрома, вследствие стресса помещения в учреждение и изъятие его из семьи – влияют на развитие личности.

Для смягчения последствий этих негативных факторов требуется качественное обновление существующей учебно-воспитательной практики. Последствия отставания технологий работы с детьми-сиротами и недостаточное их психологическое обеспечение проявляются в том, что воспитанники детских домов значительно уступают детям, воспитывающимся в семьях. Это проявляется в их социальной адаптации, включая способность к приобретению профессии и трудоустройству; способность избегать кризисных и криминальных ситуаций в жизни; способность образовать собственную семью и успешно выполнять родительские воспитательные функции.

Теоретическая разработанность темы. Различные аспекты организации практической основы социальной работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, отражены в работах Белопольской Н.Л., Варывдина В.А., Клемантовича И.П., Зубковой Т.С., Тимошиной Н.В., Михеевой Л.Ю.

Противоречие и проблема исследования. Проблема исследования заключается в определении условий организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников в Центре помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Цель исследования. Теоретическое и экспериментальное обоснование организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Объект исследования: формирование правовой культуры воспитанников.

Предмет исследования: теоретические и практические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Гипотеза исследования: формирование правовой культуры воспитанников Центре помощи детям «Аистенок» будет более эффективным, если:

1)  будет разработана и реализована программа организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей;

2)  организована работа по расширению методической базы Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1.  Дать характеристику основных понятий организации социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей;

2.  Определить особенности формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей;

3.  Изучить правовые основы формирования правовой культуры у детей, оставшихся без попечения родителей;

4.  Проанализировать и изучить опыт работы в Центрах помощи детям по формированию правовой культуры;

5.  Разработать, реализовать и проанализировать программу формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок».

Методы, использованные при проведении исследования.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в ходе экспериментальной работы был использован комплекс методов исследования: метод эмпирического исследования – беседы, акция; методы обработки результатов исследования – анализ результатов экспериментальной работы, количественный и качественный анализ экспериментальных данных; анализ документов, научно-методической литературы.

Экспериментальной базой исследования является Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Аистенок» г. Нижневартовска.

Этапы осуществления исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (сентябрь-октябрь 2009г.) – теоретический анализ современного состояния проблемы, разработан и проведен констатирующий эксперимент, по выявлению уровня правовой культуры у детей в возрасте 14-15 лет, воспитывающихся в УСО ЦПД «Аистенок».

Второй этап (март-апрель 2010г.) – определение педагогических условий для эффективного формирования правовой культуры воспитанников, описаны уровни сформированности правовой культуры. Разработана программа по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Твои права».

Третий этап (апрель-май 2010г.) – проведен контрольный эксперимент: выявлены особенности формирования правовой культуры, проанализированы и систематизированы результаты исследования.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования данных полученных в ходе исследования и разработанной Программы формирования правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Твои права» специалистами учреждения в практической деятельности при обслуживании детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в повышении эффективности деятельности учреждения, реализующего Программу.

Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и приложения.


Глава 1. Теоретические основы организации социальной работы по формированию правовой культуры воспитанников, оставшихся без попечения родителей 1.1  Характеристика основных понятий

В самом общем виде социальная работа представляет собой, по утверждению Гулиной М.А., сложное общественное явление, по организации социальной поддержки, социальной помощи, социальной реабилитации людей и групп, попавших в трудные жизненные ситуации. При организации социальной работы, профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений. Все это содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия [26].

Общество представляет собой взаимодействие индивидов больших и малых групп, которое регулирует их социальное поведение определенной системой норм и институтов, в соответствии с объективно складывающимися потребностями личности. Наряду с этим правовое сознание общества органично связано с правом как целостным социальным институтом, сторонами правосознания и его правовой культурой.

В самом общем виде культура – все то, что создано человеком, является результатом его творчества. Прогресс в развитии человеческой культуры определяется духовными и материальными достижениями людей, их успехами в улучшении своей жизни, в совершенствовании форм своего существования [26].

По утверждению Гулиной М.А., современная культура – правовая культура развитого и эффективно функционирующего гражданского общества и правового государства, представляющая собой культуру признания, защиты и осуществления прав и свобод гражданина в качестве высших ценностей [26].

По утверждению Бугаенко Ю.Ю., правовая культура – система ценностей, правовых убеждений, навыков и стереотипов поведения, правовых традиций, принятых членами определенной общности (государственной, религиозной, этнической) и используемых для регулирования их деятельности. Применительно к личности, правовая культура – это знание, понимание права и осознанное исполнение его предписаний [18].

Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является составной частью правовой культуры. Система мер, направленных на формирование политико-правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры осуществляется государственными органами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом. Правовая культура общества нуждается в систематическом рационально формировании, стимулировании, позитивном социальном развитии.

Формирование правовой культуры представляет собой сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда права, развитие у граждан юридических знаний, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов. Пример руководителей, должностных лиц государственного аппарата, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правовой культуры общества.

Правовая культура является многозначной характеристикой, которая зависит от уровней развития правового сознания населения (насколько информировано в правовом отношении население, каково его эмоциональное отношение к закону, суду и т.д.), правовой деятельности по созданию законодательной основы жизни общества и всей системы юридических актов (конституция государства, системы нормативно-правовых актов). Взаимосвязь этих элементов состоит в том, что без развития правовых воззрений, без глубоко осознанных и освоенных правовых знаний, правовых установок и устремлений невозможны и соответствующие развитые формы реального права, государства и правового общения.

Структура правовой культуры воспитанника включает три компонента.

Когнитивный компонент представлен в виде правовых знаний, правовой информации, обеспечивающей их правовыми знаниями, способствующими их успешной социализации и жизнедеятельности в обществе, основу для выработки собственной жизненной позиции.

Эмоционально-ценностный компонент включает гуманистические жизненные установки, нравственно-правовые чувства (чувство долга, ответственности, справедливости, уважение к праву), определяет степень сформированности отношения к праву как к ценности, характерной для демократического общества.

Поведенческий компонент (правовая активность, правомерность поведения) представлен в виде опыта проявления правовой культуры в общении, в поведении, убеждении, предполагая наличие навыков и умений адекватно применять положения закона в реальных жизненных ситуациях.

Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов правовой культуры характеризует системный характер исследуемого объекта.

Важнейшей частью правовой культуры является правосознание общества. По утверждению Гулиной М.А., правосознание – совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям общественной жизни [26].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.