Изучение правовой
культуры учащихся общеобразовательных и специализированных учреждений
приобретает особую актуальность и представляет не только теоретическую, но и
практическую значимость. Важно отметить, что характер и содержание правовой
культуры школьников служит индикатором качества правового образования и
просвещения в школе, аналогично, что содержание правовой культуры воспитанников
напрямую отражает качество их правового просвещения.
Содержание правовой
культуры общества необходимо освоить каждому растущему и развивающемуся
индивиду, поскольку от набора реальных жизненных ситуаций, в которые он
включен, во многом зависит и его дальнейшее развитие в социуме.
В дальнейшем индивид
встает перед необходимостью принятия и освоения конкретных норм в зависимости
от необходимости удовлетворения его конкретных потребностей. При возникновении
трудностей в применении норм закона, он может обратиться за помощью к
специалистам, а также самостоятельно изучать отдельные правовые акты.
В то же время существует
проблема выделения необходимого для всех индивидов содержания правовых знаний,
ценностей, которые обеспечивают взаимодействие индивидов и социальных групп в
государстве для обеспечения его устойчивого функционирования и развития.
Отсюда вытекают две
основных проблемы формирования правовой культуры. Во-первых, проблема
периодического включения личности в ситуации, когда требуется знание закона,
ценностное отношение к нему в конкретной жизненной ситуации. Во-вторых, правовая
культура личности имеет свойство сужаться, либо расширяться, в зависимости от
конкретных потребностей в ней. При этом, следует выделять эгоистическую
потребность, связанную с желанием личности пользоваться предоставленными
юридическими актами правами, но не выполнять предписываемые ими обязанности, и
социально-значимую потребность, ориентирующую на умелое сочетание того и
другого.
Правовая культура
личности представляет собой систему принятия и реализации конкретных правовых
ценностей, норм в интересах обеспечения гармоничного воспроизводства и развития
социума и отдельных индивидов.
В процессе приобщения
детей и подростков к основам правовой культуры необходимо постоянно
ориентировать их на позитивные результаты соблюдения норм права, а не на
возможные наказания. При этом показателем развитости правовой культуры воспитанников
является сознательное и добровольное принятие ими различных законодательных
актов на основе понимания тех положительных результатов, которые возникают при
их реализации, а не страх перед наказанием, на что чаще всего делается акцент в
правовом обучении и воспитании.
Ориентации и установки на
нормы закона становятся устойчивыми, постепенно превращаясь в соответствующие стереотипы
правового поведения личности.
В обществе в период
становления рыночной экономики в значительной степени разрушились ориентации на
соблюдение общечеловеческих моральных норм и ценностей. Отрицание правового
сознания и поведения было поддержано средствами массовой информации,
искусством, которое стало создавать в большом количестве образы успешных преступников.
Возникло общественное мнение, которое не осуждает тех, кто нарушил закон, если им
удалось уйти от наказания.
В этих условиях появляется
неопределенность самого содержания современной правовой культуры. Сложившаяся ситуация
характеризует разобщенность субъектов, которые традиционно занимались приобщением
к нравственной и к правовой культуре. В условиях рыночной экономики все социальные
субъекты, участвующие в формировании правового сознания и поведения молодежи,
стали автономными и получили полную свободу деятельности. Школа фактически
сняла с себя ответственность по воспитанию подрастающего поколения: не
прививаются ценности трудовой, нравственной и правовой культуры. Семья,
лишенная моральных ориентиров в воспитании детей, перестала осуществлять
необходимую нравственную подготовку к принятию норм права. Она испытывает
значительные трудности в формировании ориентаций и установок подростков на освоение
требований правовой культуры, т.к. школа, средства массовой информации не
пытаются координировать с ней работу в одном направлении.
Возникает проблема создания
на новой основе действенной системы формирования и развития правовой культуры
подрастающего поколения на основе зрелой нравственной, трудовой культуры
современного человека, поскольку правовое просвещение учащихся носит
фрагментарный характер. В связи с чем, ни семья, ни педагоги, ведущие обучение,
не занимались системным правовым просвещением учащихся, не выработали установки
подростков на соблюдение норм права в типичных жизненных ситуациях.
Отсутствие взаимосвязи
между нравственным и правовым воспитанием ведет к тому, что угроза морального
осуждения побуждает к соблюдению правовых норм лишь незначительное количество
учащихся, поступивших в Центр помощи детям «Аистенок». У большей же части
воспитанников Центра не сформирована ориентация на обязательное соблюдение
закона в результате получения не только правовой, но и негативной нравственной оценки.
У них не сформировалось, либо сформировалось неверно представление о том, что
нравственность выступает основой правовой культуры. У них не выработаны такие
моральные регуляторы, как чувство стыда, совести, долга, ответственности за
свое поведение.
В связи с чем, возникает
особая проблема формирования у учащихся представлений о том, как человек сам себя
наказывает, ограничивает свою свободу, когда совершает преступление, при этом
основное внимание необходимо уделять не физическому наказанию, а
социокультурному. Чувствительность к свободе передвижения, действий, общения
должна стать сдерживающим фактором к нарушению закона, причем ни родители, ни
педагоги, ни искусство и СМИ, не формируют это особое явление правовой культуры,
как чувствительность к угрозе потери свободы взаимодействия с различными
людьми, общностями, свободы самореализации и самоутверждения. Данный уровень
самого содержания правового воспитания и обучения должен быть направлен в
условиях ослабления страха перед физическими наказаниями на выработку
негативного переживания возможности потери свободы в их повседневной
жизнедеятельности.
Развитая правовая
культура характеризуется тем, что человек всегда пытается соблюдать закон, а правовое
просвещение позволяет находить способ уклонения от соблюдения норм права. К
сожалению, в возрасте 14-15 лет у многих учащихся еще не сформировалось
уважительное отношение к действующим в обществе законам права. Ими принимаются
только те законы, которые защищают его самого, что в итоге не делает его
законопослушным.
Формирование правовой
культуры определяется не объемом знаний, а ценностью поведения, которое
соответствует правовым нормам, а без знания самих правовых актов невозможно
выработать представления об их ценности как социума в целом, так и у отдельных
индивидов.
Таким образом, педагоги
специализированных учреждений стремятся к поддержанию отношения молодежи к
изучение норм права. Их мнение сводится к тому, что нужно знать всю ценность и
важность правовой культуры, поскольку именно она является идеологией системы
общего образования. Позиция родителей сводится лишь к отсутствию элементарных
знаний по праву, которые требуются для формирования их у растущей и
развивающейся личности их ребенка. Зачастую в таких семьях включение правового
воспитания носит лишь вынужденный характер и вызван, в первую очередь,
появлением примеров грубого нарушения закона. В связи с чем, состоянию
внутреннего благополучия, общего блага способствует законопослушное поведение
личности.
2.2
Опытно-экспериментальное
исследование по выявлению сформированности правовой культуры воспитанников
Центра помощи детям, оставшихся без попечения родителей
Базой для проведения
эксперимента стало учреждение социального обслуживания центр помощи детям и
подросткам, оставшихся без попечения родителей «Аистенок» г. Нижневартовска.
Экспериментальное
исследование проводилось в три этапа:
-констатирующий
эксперимент;
-формирующий эксперимент;
-контрольный эксперимент.
В исследовании приняли
участие 16 воспитанников в возрасте 14-15 лет, оставшихся без попечения
родителей, и воспитывающихся в Центре помощи детям «Аистенок»
Целью констатирующего
эксперимента явилось изучение организации социальной работы по формированию
правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям, оставшихся без попечения
родителей «Аистенок».
В рамках сформулированной
цели были поставлены следующие задачи:
- изучение организации социальной
работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра помощи детям,
оставшихся без попечения родителей «Аистенок».
- Выделить критерии и
показатели сформированности правовой культуры у воспитанников центра помощи
детям, оставшихся без попечения родителей.
Учреждение социального
обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям,
оставшихся без попечения родителей «Аистенок» был создан 01.04.1993. Руководитель учреждения:
Архипова Раиса Константиновна, является основателем учреждения социального обслуживания
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Центр помощи детям, оставшихся без
попечения родителей «Аистенок».
Территория действия:
региональная. Тип учреждения: государственный. Учреждение взаимодействует с
другими структурами: учреждением здравоохранения, системы спорта, системы
образования, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами
внутренних дел, общественными организациями, управлением по опеке и
попечительству, учреждением социальной защиты населения.
Целью данного учреждение
является удовлетворение
потребности общества в профилактики безнадзорности и беспризорности
несовершеннолетних лиц, оставшихся без попечения родителей (законных
представителей), социальной помощи несовершеннолетних.
В задачи учреждения
входят:
-
Обеспечение
проживания несовершеннолетних, принятых в Центр, до их устройства в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
-
Осуществление
социальной реабилитации несовершеннолетних, принятых в Центр, направленной на
выход из трудной жизненной ситуации, в том числе путем реализации
разрабатываемых Центром программ социальной реабилитации.
-
Осуществление
воспитания, организация досуга несовершеннолетних, принятых в Центр.
-
Защита прав и
законных интересов несовершеннолетних, принятых в Центр.
-
Оказание помощи в
воспитании социального статуса несовершеннолетних, принятых в Центр, в
коллективах сверстников по месту учебы, работы, месту жительства, содействие их
возвращению в семью.
-
Организация
медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, принятых в Центр,
содействие их профессиональной ориентации и получению ими специальности.
-
Оказание
социальной, психологической и иной помощи, в том числе патронажа
несовершеннолетним, их родителей в ликвидации трудной жизненной ситуации.
-
Содействие
органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без
попечения родителей.
Основные направления:
-
Предоставление
несовершеннолетними проживания в благоприятных условиях, приближенных к
домашним, до определения более оптимальных форм жизнеустройства.
-
Осуществления
мероприятий по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для выполнения поставленных перед
учреждением задач.
-
Осуществление
мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в
трудной жизненной ситуации, для выполнения поставленных перед учреждением
задач.
-
Оказание
квалифицированной социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним,
оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Федеральные документы:
- ФЗ РФ «о дополнительных гарантиях по социальной
поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996 год.
- ФЗ №124-ФЗ «об основных гарантиях прав ребенка в РФ»,
от июля 1998 года.
- ФЗ РФ №120-ФЗ «об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от июня 1999 года.
- Конвенция о правах ребенка ООН, от ноября 1989 года.
- Постановление правительства РФ №659 «об утверждении
норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей», от 07.11.2005 года.
- Правительство РФ №896 «об утверждении примерных
положений о специализированных учреждениях, для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации», от ноября 2000 года.
Региональные документы:
- Закон ХМАО-Югры №148-ОЗ «о программе ХМАО «Дети-сироты»,
от декабря 2005 года.
- Закон ХМАО-Югры №144-ОЗ «о мерах социальной поддержки
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
- Положение о приемной семье №29, от июня 1996 года.
Изучая организацию
социальной работы по формированию правовой культуры у воспитанников Центра
помощи детям, оставшихся без попечения родителей «Аистенок», и анализируя
деятельность работников Центра помощи детям, оставшихся без попечения
родителей, было выявлено, что специалист по социальной работе руководит,
координирует, контролирует деятельность участников, реализует основные
мероприятия. Воспитатель занимается подготовкой места и времени занятий,
организует детей, участвует в проведении мероприятий. Психолог предоставляет
рекомендации при работе с подростками, оставшихся без попечения родителей. На
основании этих данных мы составили схему управления учреждением, представленную
на рисунке 1.
Многообразие фиксируемых
факторов потребовало применения различных экспериментальных методов:
анкетирование, тестирование, опросы учащихся применительно к предмету и цели
исследования; беседы с педагогами, учащимися, с целью выявления особенностей их
правосознания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|