Цель: оказание
практической помощи подростков в приобретении навыков саморегуляции поведения.
Структура занятия:
1. Создание проблемной
ситуации.
2. Распределение ролей.
3. Проигрывание
сюжетно-ролевых игр.
4. Анализ и подведение
итогов работы.
Занятие №6 «Я и моя
компания»
Цель: воспитание
потребности в здоровом образе жизни, оказание практической помощи подросткам в
приобретении навыков саморегуляции поведения.
Структура занятия:
1.
Беседа «Я и моя
компания».
Примечание: подростки
отвечали на ряд вопросов, связанных с влиянием компании на становление личности
подростка, а в целом влияние компании на жизнь человека.
2.
Давление группы.
На данном этапе подростки обсуждали данную проблему, предлагали различные
варианты выхода из-под группового давления.
3.
Практическое
закрепление навыков.
Главной задачей являлось
не просто выслушать мнения подростков, а показать пагубное влияние подростковых
группировок, склонных к асоциальному поведению, делинквентному поведению, пагубно
влияющими на дальнейшую судьбу личности.
Занятие №7 «Жизнь без
вредных привычек»
Цель: воспитание
потребности в здоровом образе жизни, осознанного отношения к вреду наркотиков и
алкоголя на организм человека.
Оборудование: листы
формата А4 с фразой к размышлению «С помощью наркотиков и алкоголя подростки
пытаются сбегать от реальности, но реальность так богата, зачем от нее
убегать?».
Структура занятия:
1.
Беседа-опрос
«Почему люди употребляют алкоголь и наркотики?».
Примечание: проигрывание
ситуации с таинственной коробочкой.
2.
Проблемные
ситуации для размышления «Большинство детей моего возраста курят, не так ли?»;
«Нам нечего беспокоиться, курение не принесет нам вреда, пока мы не
повзрослеем…Ведь так?»; «Дети, которые курят, считают себя крутыми!».
3.
Подведение итогов
занятия.
Занятие №8 «Час суда»
Цель: закрепление ранее
полученных знаний и навыков, разбор ситуаций наиболее значимых для подростков в
программе «Час суда».
Структура занятия:
1.
Приветственное
слово ведущей.
2.
Представление
участников.
3.
Разбор проблемных
ситуаций.
4.
Подведение
итогов.
Примечание: подведение и
общих итогов работы.
Занятие проходило очень
эмоционально, подростки показывали свое мастерство в овладении информацией.
Много было слов благодарности, что им рассказали, дали прочувствовать на себе
определенные законы, которые реально существуют.
Приложение 5
Таблица уровней
сформированности правовой культуры личности
NN
п/п
|
Признаки |
Градация
оценок, соответствующих уровням проявления правовой культуры старшеклассников
(показатели
сформированности)
|
идеальный |
Высокий |
средний |
низкий |
минимально
допустимый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. |
Широта
правовых знаний |
Многосторонний
интерес к теории государства и права |
Разносторонний,
но в то же время строго очередной, избирательный интерес |
Интерес лишь к
так называемой обязательной, «необходимой» правовой информации |
Интерес к
праву неустойчивый, в знаниях множество пробелов |
Интерес к
праву практически не выражен. Правовые знания отрывочны и бедны. |
2. |
Объем правовых
знаний |
Значительно
выходящий за пределы программ, способен оценивать социальную значимость
нормативных актов, оперировать юридическими оценками |
Превосходящий
предусмотренный учебниками и программами, способен опознать социальную
значимость норм, оперировать юридическими оценками. |
В основном
приближающийся к предусмотренному учебниками основных правовых норм. |
В целом явно
недостаточный, чтобы разбираться в правовых отношениях. |
Крайне
незначительный. |
3. |
Глубина
правовых знаний |
Знания глубоки
и базируются на законах и нормативных актах. |
Знания
глубоки, но порой взяты из популярных юридических изданий. |
Знания есть,
но поверхностны, взяты часто из случайных источников. |
Знания
отрывочны и совершенно неосновательны. |
Правовые
представления наивны, знаний практически нет. |
4. |
Мотивы участия
в правовой деятельности |
Мотивация
разнообразна и отличается положительной социальной значимостью |
Мотивируется
участие в деятельности устойчивым интересам к ней. |
Участвует в
деятельности, т.к. она стала в учебном заведении нормативно обязательной. |
Поручения выполняет,
т.к. «заставляют» и т.п. |
Участвует,
т.к. «нужно для характеристики» и т.п. |
5. |
Характер
учебной деятельности |
Рассматривает
учебу не как самоцель, а как стремление применить знания, придать учебной
работе своей и товарищей коллективистский социально значимый характер |
Стремится
связать учебную работу общественной и правовоспитательной деятельностью |
Учебная
деятельность носит преимущественно сугубо личный характер, выступает как
пассивный потребитель правовых знаний. |
Выступает не
столько как субъект, сколько как совершенно пассивный объект обучения. |
Характеризуется
совершенно недобросовестным отношением к учебе. |
6. |
Потребность
повышать правовые знания |
Потребность
систематически следить за развитием теории и практики правового воспитания,
творчески применять знания в учебной работе |
Сознательная,
но не систематическая потребность в повышении правовых знаний и умений. |
Случайная
потребность в приобретении новой информации и использования ее на практике. |
Потребность,
обусловленная корыстными причинами |
Отсутствие
потребности осознанного интереса к праву |
7. |
Правовой
лексикон |
Как активный,
так и пассивный, правовой словарь достаточно богат |
Богат больше
пассивный правовой запас |
И пассивный и
активный правовой словарь ограничен. |
Нет заметного
повседневного обогащения правового словаря. |
Юридической
терминологией практически не владеет. |
8. |
Готовность к
общественно правовой деятельности |
Вполне готов к
разнообразной правовой агитационно- пропагандистской и организаторской
деятельности, проявляет инициативу, самостоятельность, творчество |
В разной
степени готов к правовой деятельности, либо к агитационно-пропаганди-
стской, либо к
организаторской, обладает необходимыми для этого знаниями.
|
В состоянии
вести от одного до двух видов элементарной право – воспитательной работы |
Может
выполнять лишь отдельные простейшие общественные поручения. |
Нет даже
простых умений и навыков правовой деятельности |
9. |
Правовое
поведение в процессе неформального общения в других жизненных ситуациях |
Всегда умеет
найти верные правовые критерии для выбора оптимального личного поступка и от
других, с какими бы неприятностями это ни было сопряжено, требует
правомерного поведения. |
В большинстве
ситуация занимает правильную, солидарную с правовыми нормами и правилами
общения позицию. |
Как правило,
отличается достаточной зрелостью, но недостаточно требователен к правовому
поведению окружающих. |
Далеко не
всегда отличается правовой зрелостью в суждениях и поступках: правомерное
поведение обеспечивается из-за страха перед законом и гласностью. |
В суждениях и
поступках часто проявляется мещанская, и даже обывательская правовая
направленность. Правомерное поведение обеспечивается путем контроля. |
|