• за административные
правонарушения предусмотрены административные взыскания. За преступления -
уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания.
Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях;
• административные взыскания
применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц,
исполнительной власти, местного самоуправления, их должностные лица, а также
суды (судьи). Уголовные наказания - только судом; дисциплинарные взыскания -
органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах
их компетенции; меры материальной ответственности - судами общей юрисдикции и
арбитражными судами. В отдельных случаях - в административном порядке;
• административные взыскания
налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.
По этому признаку административная ответственность отличается от
дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в
порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом. В установленных
случаях в таком же порядке могут применяться меры материальной ответственности
(администрацией за причиненный ущерб предприятию его работником и т.д.);
• применение административного
взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно
применено, считается имеющим административное взыскание в течение
установленного срока;
• меры административной
ответственности применяются в соответствии с законодательством,
регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным
законодательством; дисциплинарные - в соответствии с нормами, устанавливающими
порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как
правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Вопрос № 39. Законодательство об
административных правонарушениях. Общая характеристика Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях и Закона Красноярского края «Об
административных правонарушениях»
Ст. 72 Конституции РФ относит
административное и административно-процессуальное законодательство к предметам
совместного ведения. Ст. 1.1. КоАП РФ – законодательство состоит из КоАП РФ и
законов субъектов РФ.
Таким образом, первый уровень нормативных
актов – это КоАП РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г. Второй уровень –
многочисленные законы (а в некоторых субъектах – и кодексы).
Два момента: во-первых, эти законы действовали
и до включения норм о них в кодекс в установленном порядке, потому что в самом
кодексе было прямо предусмотрено это правило. Во-вторых, кодекс регулировал
административную ответственность только физических лиц, граждан и должностных
лиц. Административная ответственность коллективных образований устанавливалась
другими законами.
Основные принципиальные отличия КоАП РФ.
Новая концепция задач Кодекса, в
соответствии с которой акцент сделан на защите прав и законных интересов
граждан, а не государства. В прежнем кодексе предусматривалась, в первую
очередь, охрана общественного строя СССР, социалистической собственности, а
затем уже прав и законных интересов граждан и предприятий. Это проводилось
последовательно в Особенной части, например, мелким хищением признавалось
хищение общественного, а не личного имущества. Личное имущество охранялось УК
РСФСР.
Новая терминология КоАП РФ:
1) «наказания» вместо «взысканий»;
2) применение более корректных терминов в
процессуальной части, соответствующих требованиям международных норм: не
«правонарушитель», а «лицо, привлекаемое к административной ответственности»,
«лицо, в отношении которого составляется протокол», «лицо, в отношении которого
возбуждено дело об административном правонарушении» и т.д.
3) в связи с введением административной
ответственности юридических лиц применяется терминология из гражданского
законодательства: «юридическое лицо», «физическое лицо», «правопреемство», «предпринимательская
деятельность» и т.п.
Закон Красноярского края «Об
административных нарушениях» вступил в силу 01.11.2008. В законе 16 глав, он
определяет общие положения об административных правонарушениях. Подписан
Губернатором Красноярского края 17.10.2008. «Наш Красноярский край», N 33,
21.10.2008
Вступил в силу по истечении 10 дней со дня
официального опубликования в краевой государственной газете «Наш Красноярский
край».
Закон устанавливает административную
ответственность по вопросам, не урегулированным Кодексом Российской Федерации
об административных правонарушениях, в том числе административную
ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов
Красноярского края, нормативных правовых актов органов местного самоуправления
муниципальных образований Красноярского края.
Определены органы, уполномоченные
рассматривать дела об административных правонарушениях, и круг должностных лиц,
уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.
Администрация Красноярского Края
Административный орган исполнительной
власти Красноярского края.
Во главе администрации стоит губернатор,
выборы которого проходят на территории края раз в 5 лет.
В настоящее время администрацию
Красноярского края возглавляет Александр Геннадьевич Хлопонин, избранный на
этот пост 22 сентября 2002 г.
В составе администрации края — 28
управлений, постоянное представительство при Правительстве РФ и 11 комитетов.
Администрация Красноярского края состоит
из:
ü
Губернатора
края
ü
первого
заместителя Губернатора края
ü
заместителей
Губернатора края
ü
органов
и структурных подразделений
В администрации края создаются управления,
комитеты, отделы, службы. Компетенция органов и структурных подразделений
устанавливается положениями о них в соответствии с полномочиями администрации
края.
В компетенции администрации края
находится:
Ø
разработка
и исполнение бюджета края
Ø
разработка
и осуществление программы развития края
Ø
распоряжение
и управление краевой собственностью
Ø
принятие
мер по обеспечению законности, прав и свобод лиц, проживающих на территории
края, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступлениями и
другими правонарушениями в крае
Ø
обеспечение
охраны природных ресурсов, организация регионального природопользования на
территории края
Ø
контроль
за деятельностью муниципальных образований и органов местного самоуправления в
крае
Ø
поддержание
международных и межрегиональных отношений края.
Совет администрации края является органом,
возглавляющим единую систему органов исполнительной власти края – администрацию
края. Согласно Указу“О реорганизации системы органов исполнительной власти края
и формировании Совета администрации края - высшего исполнительного органа
государственной власти края” в состав Совета администрации края входят:
Губернатор края, Председатель Совета
администрации Красноярского края; два первых заместителя Губернатора края;
заместители Губернатора края, включая заместителя Губернатора края,
руководителя органа исполнительной власти края в области экономики и
заместителя Губернатора края, руководителя аппарата Совета администрации края;
руководитель органа исполнительной власти края в области финансов.
Основными задачами Совета администрации
края являются:
ü
обеспечение
в Красноярском крае условий для реализации конституционных прав и свобод
граждан
ü
обеспечение
комплексного социально - экономического развития Красноярского края
ü
обеспечение
на территории края исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных
законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава
Красноярского края, законов и иных нормативных правовых актов края
Совет администрации края формируется
Губернатором края в соответствии с Уставом края, законами Красноярского края,
Регламентом Совета администрации Красноярского края.
В соответствии со ст.68 Устава
Красноярского края:
1.Совет администрации края разрабатывает и
осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития
края, участвует в проведении единой государственной политики.
2. Совет администрации края:
Ø
осуществляет
в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и
свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка,
борьбе с преступностью;
Ø
разрабатывает
для представления Губернатором края в Законодательное Собрание края проект
краевого бюджета, а также проекты программ социально- экономического развития
края
Ø
обеспечивает
исполнение краевого бюджета и готовит отчет об исполнении краевого бюджета и
отчеты о выполнении программ социально-экономического развития края для
представления Губернатором края в Законодательное Собрание края
Ø
разрабатывает
и реализует финансовую и инвестиционную политику в крае; способствует развитию
предпринимательства
Ø
обеспечивает
рациональное размещение производительных сил в крае, занятость населения
Ø
в
соответствии с законодательством управляет и распоряжается государственной
собственностью края, а также федеральной собственностью, переданной в
управление краю в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
Ø
проводит
государственную политику ценообразования и оплаты труда; содействует
организации государственного страхования и единой системы учета и статистики
Ø
осуществляет
мероприятия по развитию жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта
и связи
Ø
реализует
мероприятия по развитию торговли, бытового обслуживания населения, по защите
прав потребителей
Ø
создает
условия для развития стройиндустрии и строительного комплекса края,
обеспечивает строительство объектов за счет средств краевого бюджета,
определяет и реализует градостроительную политику
Ø
создает
условия для развития сельскохозяйственного производства, всех форм
собственности в агропромышленном комплексе края, обеспечивает осуществление
земельной реформы и др.
Вопрос № 40. Понятие и состав административного
правонарушения
В КоАП РФ сформировано общее понятие
административного правонарушения (ст. 2.1) в соответствии с указанной статьей
административным правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или
законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена
административная ответственность.
Признаки административного правонарушения:
1) это деяние, то есть действие или бездействие, а не мысли, желания и иные
проявления психической деятельности; 2) деяние антиобщественно, оно носит
общественно вредный характер; 3) противоправность; 4) виновность; 5)
установленная законодательством возможность применения административных
наказаний (административная наказуемость) .
Отличие административного правонарушения
от преступлениия:.
- административное правонарушение не несет
общественной опасности. Преступления являются общественно опасными деяниями, а
правонарушения – нет. Они являются вредоносными или общественно вредными;
- правонарушения менее общественно опасны,
чем преступления. Некоторые правонарушения общественно опасны, остальные
вредоносны. В УК РФ выделено несколько степеней общественной опасности, в КоАП
РФ этого термина нет.
Критерии: характер последствий (менее
тяжкие повреждения в результате ДТП и тяжкие последствия), размер причиненного
ущерба (например, мелкое хищение до 100 руб. – административное правонарушение,
более 100 руб. – хищение), способ причинения вреда (ст.20.1 КоАП РФ - мелкое
хулиганство – нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к
обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах,
оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением
чужого имущества; уголовно наказуемое хулиганство грубое нарушение
общественного порядка, совершенное с применением оружия).
Под составом административного
правонарушения понимается установленная правом совокупность признаков, при
наличии которых антиобщественное деяние считается административным
правонарушением. Учение о составе правонарушения, как и составе преступления,
имеет большое значение. Во-первых, оно способствует выявлению наиболее
существенных признаков антиобщественных деяний, разграничению их и установлению
справедливых санкций. Во-вторых, оно помогает правоприменителям правильно
квалифицировать правонарушения и избирать меры воздействия. В-третьих,
позволяет понять закон.
Состав административного правонарушения
включает в себя объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону.
1)Объектом административного
правонарушения являются общественные отношения, урегулированные правовыми
нормами и охраняемые административными санкциями. Различают общий, родовой,
видовой и непосредственный объекты правонарушений.
Общий объект: 1) общественные отношения
регулируются различными отраслями права; 2) охраняются административными
наказаниями; 3) носят публичный характер.
Родовым объектом проступка признается
однородная группа общественных отношений, составляющая неотъемлемую и
самостоятельную часть общего объекта. Например, в зависимости от того, какой
отраслью права они регулируются. Следовательно, можно говорить об
административных, земельных, трудовых, гражданских, финансовых, экологических и
других правоотношениях как родовых объектах административных правонарушений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|