Общественная безопасность – система общественных
отношений, связанных с предотвращением и устранением явлений и опасных
ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей, имуществу организаций и
граждан.
Особенности управления внутренними делами
как отрасли государственного управления:
1) четко выраженная правоохранительная
направленность;
2) обусловленная спецификой этой среды
возможность и необходимость использования государственно-властных полномочий
(издание юридически обязательных актов управления, установление
административного надзора за соблюдением установленных правил, запрещение и
приостановление определенных действий и др.);
3) исполнительно-распорядительный характер
деятельности, с одной стороны, это исполнение законов, с другой –
распорядительная деятельность, осуществляемая путем издания актов
правоприменительного характера;
4) это организационная деятельность, а не
просто правоохранительная или юрисдикционная, ее особенности: состоит в том,
что она осуществляется в целях предупреждения правонарушений, поэтому большое
место занимает профилактическая работа;
5) особенности внутриорганизационной
деятельности – более высокая степень централизации управления и дисциплины,
управленческие решения носят форму приказов, действия исполнителей строго
регламентированы, предъявляются высокие и особенные требования при подборе
кадров – по физическим, деловым, моральным качествам, специальной подготовке и
т.д.;
6) особый вид государственно службы –
правоохранительная служба.
Организационно-правовые формы деятельности
ОВД:
• Административная деятельность, в
том числе, паспортно-визовая и лицензионно-разрешительная;
• Оперативно-розыскная;
• Уголовно-процессуальная.
Система органов внутренних дел
Министр возглавляет министерство, решает в
установленном законодательством порядке вопросы о назначении на должность и
освобождении от должности министров внутренних дел, начальников главных
управлений, управлений по субъектам Федерации, отменяет противоречащие
законодательству РФ приказы и распоряжения этих начальников.
Существуют департаменты, организующие деятельность
по борьбе с преступлениями, например, Департамент уголовного розыска,
Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом.
Это подразделения, осуществляющие основные
функции. Есть и подразделения, осуществляющие обеспечивающие функции:
оперативное, техническое, организационное, информационное, аналитическое,
кадровое, финансовое, материально-техническое, медицинское обслуживание.
Городские, районные управления внутренних
дел – основное звено милиции общественной безопасности.
В системе МВД выделяются:
• милиция, которая делится на
криминальную и общественной безопасности;
• внутренние войска;
• подведомственная МВД Федеральная
миграционная служба (ФМС).
Основными задачами МВД России являются:
1) разработка общей стратегии государственной
политики в установленной сфере деятельности;
2) совершенствование нормативно-правового
регулирования в установленной сфере деятельности;
3) обеспечение в пределах своих полномочий
защиты прав и свобод человека и гражданина;
4) организация в пределах своих полномочий
предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений,
а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
5) обеспечение охраны общественного
порядка;
6) обеспечение безопасности дорожного
движения;
7) организация и осуществление
государственного контроля за оборотом оружия;
8) организация в соответствии с
законодательством Российской Федерации государственной охраны имущества и
организаций;
9) управление органами внутренних дел РФ и
внутренними
Особенности прохождения службы в органах
внутренних дел
Служебные обязанности выполняются в
соответствии с должностью, но независимо от выполнения служебных обязанностей,
места и времени нахождения сотрудники милиции должны оказывать помощь
пострадавшим, беспомощным и др. людям, принимать меры к спасению людей,
предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица, охране места
происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.
При получении незаконных (явно) приказов
следует руководствоваться законом.
Провозглашен принцип аполитичности службы
в милиции. Запрет на совместительство (кроме разрешенного и в органах МВД) и
предпринимательскую деятельность.
Закреплено право на обжалование в суд,
право на объединение в профсоюзы. Ранее эти права не были предоставлены.
Поступление на службу осуществляется по
индивидуальным контрактам. Увольнение – по окончании контракта, по другим
основаниям, возможно увольнение по собственному желанию (ранее не было
предусмотрено такого основания)
Специальные звания – сотрудники
следственного аппарата от старшего лейтенанта и выше – считать лейтенантами и
т.д. юстиции. Остальные – лейтенанты и т.д. милиции. Т.е., специальные звания это
воинское звание плюс указание на 1 из 3 категорий – милиция, внутренняя служба
или юстиция (например, мл. лейтенант милиции, или юстиции, или внутренней
службы).
Вопрос № 57. Административные
полномочия сотрудников органов внутренних дел в области охраны общественного
порядка
Это урезанный мной список наиболее
существенного. Полный список – статья 11 ФЗ «О милиции».
Право:
1) требовать от граждан и должностных лиц
прекращения преступления или административного правонарушения.
2) проверять документы, удостоверяющие
личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в
совершении преступления.
3) вызывать граждан и должностных лиц по
делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
4) получать от граждан и должностных лиц
необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;
5) составлять протоколы об
административных правонарушениях, осуществлять административное задержание,
применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных
правонарушениях;
6) задерживать и содержать под стражей в
соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении
преступления; и всех прочих, кто неугоден общественному порядку (этого,
конечно, в законе не было )
7) производить регистрацию,
фотографирование, звукозапись, кино и видеосъемку, дактилоскопирование лиц,
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подвергнутых
административному аресту;
8) осуществлять оперативно-розыскную
деятельность в соответствии с федеральным законом;
9) входить беспрепятственно в жилые и иные
помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в
помещения, занимаемые организациями, и осматривать их при преследовании лиц,
подозреваемых в совершении преступлений;
10) производить по решению начальника
органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя оцепление
(блокирование) участков местности.
При этом милицией принимаются меры к
обеспечению нормальной жизнедеятельности населения и функционирования народного
хозяйства в данной местности;
11) временно ограничивать или запрещать
движение транспорта и пешеходов на улицах и дорогах, а также не допускать
граждан на отдельные участки местности и объекты, обязывать их остаться там или
покинуть эти участки и объекты в целях защиты здоровья, жизни и имущества
граждан, проведения следственных и розыскных действий;
12) осуществлять полномочия лицензирующего
органа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) получать безвозмездно от организаций и
граждан информацию, за исключением случаев, когда законом установлен
специальный порядок получения соответствующей информации;
14) привлекать граждан с их согласия к
сотрудничеству; объявлять о назначении вознаграждения за помощь в раскрытии
преступлений и задержании лиц, их совершивших, и выплачивать его гражданам и
организациям; поощрять граждан, оказавших помощь милиции в выполнении иных
возложенных на нее обязанностей;
Использование милицией предоставленных ей
прав возможно только в целях исполнения обязанностей, возложенных на милицию
настоящим Законом.
Вопрос № 58. Управление в области
юстиции: система органов, особенности их компетенции
Государственное управление в области
юстиции – это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая
органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении
функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов
гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, правовом регулировании
деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов.
Органами управления юстицией являются
Министерство юстиции Российской Федерации и соответствующие органы управления
субъектов Федерации.
Основными задачами Минюста России
являются:
1) реализация государственной политики в
сфере юстиции;
2) обеспечение прав и законных интересов
личности и
государства;
3) обеспечение правовой защиты
интеллектуальной собственности;
4) обеспечение установленного порядка
деятельности судов;
5) обеспечение исполнения актов судебных и
других органов;
6) обеспечение исполнения уголовных
наказаний.
7) участие в правовом обеспечении нормотворческой
деятельности.
Основные органы.
Департамент судебных приставов
На ССП в РФ возлагается две основные
функции:
1) Обеспечение установленного порядка
деятельности судов;
2) Исполнение судебных актов и актов
некоторых других органов (например, решений Международного коммерческого
арбитража, третейских судов).
С учетом такого определения функций
судебные приставы должны подразделяться на две группы:
I. Судебных приставов,
обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебные приставы по
обеспечению установленного порядка деятельности судов)
II. Судебных приставов, исполняющих
судебные акты и акты других органов (судебные приставы—исполнители).
В обязанности судебных приставов по
обеспечению установленного порядка деятельности судов входит:
• обеспечение в судах безопасности
судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей
• выполнение распоряжений
председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном
заседании, связанных с соблюдением порядка в суде
• исполнение решений суда и судьи о
применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер
процессуального принуждения
• обеспечение охраны зданий судов,
совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время
• проверка подготовки судебных помещений
к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения
судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их
сохранности
• поддержание общественного порядка
в судебных помещениях
Другими словами, эту группу судебных приставов
вполне можно было бы называть судебной милицией (полицией), наподобие той
судебной полиции, которая существует в наши дни во многих зарубежных странах.
Несколько иначе выглядят обязанности
судебных приставов - исполнителей, они должны:
• принимать меры по своевременному,
полному и правильному исполнению исполнительных документов
• предоставлять сторонам
исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с
материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них
копии
• рассматривать заявления сторон по
поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие
постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования
• взять самоотвод, если есть
заинтересованность в ходе исполнительного производства, либо имеются иные
обстоятельства, вызывающие сомнения в их беспристрастности.
Нотариат
Перечень нотариальных действий, которые
имеют право совершать нотариусы:
• удостоверение сделок,
• выдача свидетельства о праве
собственности на долю в обще имуществе супругов,
• засвидетельствование подлинности
копий документов и подписей на них,
• удостоверение факта нахождения
гражданина в живых,
• принятие на хранение документов и
т. д.
В компетенцию нотариусов, работающих в
государственных нотариальных конторах, кроме действий, предусмотренных ст. 35
Основ, входит также и оформление наследственных прав.
На должность нотариуса в Российской
Федерации назначается гражданин Российской Федерации, имеющий высшее
юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в
государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной
практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право
нотариальной деятельности.
Лицензия на право нотариальной
деятельности выдается уполномоченными на то органами юстиции республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга в течение месяца после сдачи
квалификационного экзамена на основании решения квалификационной комиссии.
Порядок выдачи лицензии устанавливается Министерством юстиции Российской
Федерации. В республиках в составе Российской Федерации, автономной области,
автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге государственные
нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции
Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в
составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных
округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33
|