на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья
p align="left">После схемы даются общие сведения о тропе: длина, сложность, время прохождения, основные ориентиры, предельное количество посетителей в группе, для кого предназначена тропа. Эти сведения можно проиллюстрировать комплексным профилем, на котором большая часть их дана в наглядной форме. Такой профиль может быть аналогичен тому, что даётся на входном аншлаге, но может быть и более насыщен информацией и дан не по всей тропе сразу, а по её отдельным участкам.

Затем идёт научно-информационное содержание в соответствии со схемой маршрута, т.е. по точкам. Правила поведения на тропе можно поместить перед научной информацией или в самом тексте, применительно к каждой точке-остановке.

Описания в буклете могут быть лаконичными или более подробными. Стиль изложения может быть близок к научному, либо научно-популярному. Не следует чрезмерно упрощать объяснения, так как общеобразовательный уровень у посетителей троп обычно достаточно высок и объяснение типа «гора - это большая куча камней» вряд ли кого-нибудь удовлетворит.

При необходимости можно менять назначение тропы, составив для неё несколько различных буклетов: для малышей, для школьников среднего и старшего возраста, для туристов, для специалистов-географов или экологов и т.д. Можно выпускать буклеты и в зависимости от сезона, делая, например, летом акцент на растительный покров (по листьям и цветам), а зимой - на определение деревьев и кустарников (по коре), на животный мир (по следам на снегу).

Но какой бы из перечисленных методов ни был применён, надо помнить, что степень удовлетворения познавательной потребности посетителей зависит в значительной мере от того, насколько аккуратно, тщательно и со вкусом будет всё выполнено: и информационные стенды, и указатели, и буклеты. И только единство формы и содержания гарантирует высокую эффективность действия природной тропы и реализацию её учебной и воспитательной функции.

И в заключение о способах повышения информативности тропы - несколько слов об участии самих посетителей в научных исследованиях, проводимых сотрудниками охраняемой территории. Темы таких исследований могут быть самыми разными: от сбора статистической информации о природных объектах, находящихся на значительном удалении от научного центра, но зато в районе частого посещения туристами, до изучения поведения других групп туристов методом анкетирования или интервьюирования.

По сути, любая без исключения тропа в любом районе может предоставить посетителям ту или иную тему для несложных научных исследований, которые имеют не только научно-практический результат, но и образовательно-информационное значение.

Правила поведения В целях сохранения природной среды, а также, а также её информационной и рекреационной ценности каждый посетитель тропы обязан подчиняться определённому режиму. Помимо общих для всех людей норм поведения на природе, для экологических троп предусматриваются и специфические правила, близкие к правилам поведения в особо охраняемых природных территориях в целом. Например, запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только относящиеся к категории редких и исчезающих. С тропы нельзя уносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п. Это относится не только к предметам, представляющих несомненную ценность: драгоценным и полу драгоценным камням, сталактитам и сталагмитам и др., но и ко всем объектам природы в целом. С тропы можно «выносить» только знания и умения, впечатления и фотоснимки, творческий подъём и вдохновение (44, с. 20).

В зоне тропы категорически должна быть запрещена любая охота. Курить и разводить костры можно только в специально отведённых и обозначенных местах. Топоры и пилы можно использовать только на многодневных маршрутах в мало посещаемых районах. Естественно, что и здесь на топливо можно использовать только сухостой и валежник, а на растопку - мелкие сухие ветки или бересту с сухих (но не с живых) деревьев. На многодневных тропах в часто посещаемых районах дрова для костра заготавливаются, централизовано работниками охраняемой территории в процессе проведения рубок ухода и санитарных рубок (если таковые предусмотрены режимом данной охраняемой территории) или специально для целей обеспечения посетителей тропы топливом. Плата за использование этих дров входит в общую сумму стоимости разрешения на посещения данной тропы. Такое правило существует почти на всех тропах такого типа в национальных парках мира и в последние годы начало применяться в отдельных охраняемых территориях России.

Кстати, о плате за посещение экологической тропы. В наших, Российских, условиях это должна быть сумма, с одной стороны, невысокая (иначе никто и платить не станет), а с другой стороны - базирующаяся на конкретных затратах для пользы, безопасности, комфортности радости посетителей. Нельзя брать деньги лишь за сам факт присутствия посетителя на тропе.

Во многих национальных парках плата за посещение тропы либо взимается отдельно, либо входит в общую плату за вход в парк. О сумме, которую вы должны заплатить, сообщают информационные стенды уже на входе (въезде) в парк. Кроме того, буквально на каждом шагу посетитель видит, за что именно ему пришлось заплатить.

Посещение учебных троп, где демонстрируются элементы малоизменённых экосистем, отличающихся пониженной устойчивостью, требует особой осторожности. На участках тропы, проходящих по верховому болоту или крутому склону, где, как правило, встречаются эндемичные и реликтовые виды растений, уход за пределы полотна тропы или специально сооружённого противоэрозионного спуска почти наверняка нанесёт растениям серьёзные повреждения. Поэтому в таких местах сход с тропы должен быть строго запрещён всеми возможными способами.

Наилучший способ предотвращения схода посетителей с тропы определяется в каждом случае отдельно - с учётом природных особенностей, степени и характера использования территории, традиций местного населения, эстетических соображений.

Движение по тропам должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызвать беспокойства у животных. Вообще антропогенный шум считается особым видом загрязнения природной среды, ибо любой звук является для животных важным источником информации об окружающей среде. Новый звук настораживает животных; посторонние звуки, источником которых является человек (крики, музыка, стук топора и т.п.), заставляют животных затаиваться или покидать места своего постоянного обитания. По этому на тропу нельзя брать с собой радиоприёмники и магнитофоны (разве что для записи голосов природы). По этой причине на большинстве троп действует запрещение брать с собой собак (их лай условно относится к антропогенному шуму). Особо строгие меры по предупреждению беспокойства животных, разумеется, следует принимать в местах обитания редких и исчезающих видов (44, с. 22).

Правила поведения существуют не только в целях охраны дикой природы, но также и охраны самих посетителей от этой дикой природы. Так все буклеты или аншлаги экотроп в зарубежных охраняемых природных территориях снабжены особыми разделами о том, как вести себя при встрече с дикими животными.

Помимо этих правил, есть ещё множество других: общих и специфических, больших и сравнительно малых, но от этого не менее назойливо мешающих восприятию достопримечательностей тропы. К таким правилам, например, относится такая известная заповедь «не сорить». На эту тему много сказано, не меньше - написано, но, к сожалению, на отечественных тропах это была и есть одна из самых нарушаемых норм поведения. И самым действенным способом борьбы с этим злом, как показывает зарубежный опыт, является регулярная уборка охраняемой территории её сотрудниками или волонтёрами-добровольцами, а также установка в узловых точках аккуратных урн с полиэтиленовым пакетом внутри, который опять же не менее регулярно должен заменяться на новый, чистый и пустой.

Ещё одной проблемой отечественных троп, о которой следует сказать особо, является борьба с актами вандализма. На экологической тропе вандализм проявляется в порче аншлагов и оборудования стоянок и самой тропы, повреждении живых деревьев и кустарников, появлении «автографов» и т.п. В результате снижается её информационная, рекреационная и эстетическая ценность, а это ведёт, в свою очередь, к вынужденному освоению и последующей деградации новых участков охраняемой территории.

Прямой материальный и экологический ущерб от актов вандализма на природной тропе обычно не столь велик, за исключением браконьерской охоты и лесных пожаров, возникающих по вине посетителей тропы. Но не менее важен, а в ряде случаев просто огромен моральный ущерб. От него страдают, прежде всего, организаторы тропы, особенно когда в её создании принимает участие молодежь школьного или студенческого возраста.

На туристских маршрутах, организованных по типу познавательной тропы, где информационное использование природных ресурсов имеет ведущее значение, любые проявления вандализма воспринимаются особенно остро. Здесь даже окурок или конфетная обёртка, брошенная на тропе. Могут вызвать ощущение резкого несоответствия тому повышенному настроению группы, которое создаётся прекрасным пейзажем или пытается создать экскурсовод-проводник своим вдохновенным и поэтическим рассказом.

Наряду с решением задач обучения, воспитания и отдыха, экологические тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока отдыхающих, распределяя их в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того, тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определённой территории, так как облегчает контроль за посещаемостью и выполнением установленных правил.

Касаясь борьбы с вандализмом, следует отметить, что это одна из сложных воспитательных задач в природоохранной работе на туристских маршрутах и тропах природы. Причём сложность состоит зачастую не в трудоёмкости, не в больших затратах, а в том, что порой просто не видно реальных путей для пресечения проявлений тёмных сторон человеческой психики. И на долю организаторов учебных троп остаётся только планирование дополнительных средств и времени на ликвидацию или хотя бы снижение последствий вандализма.

В заключение этой темы можно сказать, что вандализм искоренить не просто. Но традиции создаются не годами - десятилетиями. Само назначение экологических троп природы как раз и состоит в формировании высокой экологической культуры населения.

Таким образом, экологические экскурсии получают все большее развитие в разных странах и городах РФ. Разнообразные ООПТ воплощают в жизнь новые проекты приобщения широких слоев населения к природоохранной деятельности, изучению природы, пониманию экологических закономерностей, происходящих в окружающей среде.

Поэтому необходимо разрабатывать новые методики, новые проекты, маршруты, способствующие пропаганде экологического туризма.

Кроме того, экологические экскурсионные программы обязательно должны приносить моральное удовлетворение всем участникам экскурсии, так как в такой консолидации культуры, образования, воспитания и отдыха видится залог прогрессивного развития нашего общества в рамках «Концепции устойчивого развития».

Заключение

В результате теоретических и практических исследований организации и проведения экологических экскурсий на особо охраняемых территориях, проделанных в дипломной работе, можно сделать следующий вывод.

Система особо охраняемых природных территорий Российской Федерации, в которой ведущая роль принадлежит государственным природным заповедникам и национальным паркам, формируется в целях «Сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучение естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения».

Экологические экскурсии, проводимые на особо охраняемых территориях, обладают специфическими возможностями, позволяющими создать условия для образования населения, расширения кругозора, культурного воспитания. Как активный вид досуга экологическая экскурсия даёт возможность соприкоснуться с миром природы, стать его частью, почувствовать его красоту и многообразие. Она превращает посетителей в активных сторонников особо охраняемых природных территорий. Такая образовательная среда обуславливается как собственно миром дикой природы данной территории, так и штатом квалифицированных специалистов.

Отечественная и мировая практика показала, что охрана природы, основанная лишь на запретительных мерах, малоэффективна. Наиболее надёжным гарантом сохранения дикой природы на территориях заповедников и национальных парков, является реальная поддержка обществом их природоохранной деятельности.

Поэтому нужно создавать новые маршруты экологического характера, разрабатывать новые методики, активно рекламировать и развивать экскурсионные формы туризма на особо охраняемых территориях, привлекать государственные структуры, предприятия малого бизнеса осуществлять свою деятельность согласно «Концепции устойчивого развития».

Учитывая реальности нынешнего периода развития страны, данная концепция рассчитана как на ближайшую, так и на дальнюю перспективу. Её практическая реализация зависит, прежде всего, от воли, настойчивости и таланта людей, которым не безразлична судьба российской природы. При консолидации государственных и общественных усилий, объединений профессионального и человеческого потенциала активистов экологического движения есть все основания рассчитывать, что государственные природные заповедники и национальные парки сумеют приобрести широкую поддержку населения. Это, в свою очередь станет гарантом их успешной деятельности по сохранению природного наследия, биологического и ландшафтного разнообразия.

Список литературы

Алесиковских М. Х. Некоторые приемы активизации восприятия экскурсантов /М.Х. Алесиковских. - М.: Турист, 1983. - 36 с.

Алтухов М.Д. Растительный покров высокогорий Северного Кавказа, его рациональное использование и охрана /М.Д. Алтухов. - М.: Просвещение, 1995. - 36с

Анциферов Н.О. О методах и типах экскурсий /Н.О. Анциферов. - Петроград. Изд-во Зачатки знаний. 1923. - 49 с.

Бакушинский А.В. Исследования и статьи /А.В. Бакушинский. - М.: Советский художник. 1981. - 67 с.

Бархаш Л.П. Виды и формы туристских путешествий и экскурсий /Л.П. Бархаш. - М., 1934. - 72 с.

Батурин М.П. Методические рекомендации при проведении экологических экскурсий /М.П. Батурин. - М.: Турист, 1991. - 97 с.

Блудов В.Н. К вопросу о дифференцированном подходе к экскурсантам в многоплановой экскурсии /В.Н.Блудов. - Сухуми: Пламя, 1982. - 56 с.

Бурмистрова Н.Д. Требования к методической разработке экскурсий /Н.Д. Бурмистрова. - М.: Турист, 1979. - 52 с.

Галушко А.И. Флора Северного Кавказа /А.И. Галушко. - Ростов на Д.: Эль-Фа, 1978. - 137 с.

Герд В.А. Экскурсионное дело. Сборник статей по вопросам методики экскурсий /В.А.Герд. - М.-Л.: Госиздат. 1928. - 73 с.

Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание /Ф.Н.Гоноболин. - М.: Педагогика, 1972. - 64с.

Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности /В.Г. Гуляев. - М., 1996. - 312 с.

Гусаркина А.В. О методических разработках экскурсий /А.В.Гусаркина. - М.: Профиздат, 1979. - 263 с.

Дементьева Т.П. Методические рекомендации по проведению экскурсий со школьниками /Т.П. Дементьева. - М.: ЦРИБ Турист, 1980. - 48 с.

Джимов Б.М. Повышение квалификации экскурсоводов /Б.М.Джимов. - Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1980. - 42 с.

Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения /Р.А. Дьякова. - М.: Просвещение, 1985. - 84 с.

Зорин И.В. География туризма и экскурсий /И.В. Зорин. - М.: ЦРИБ Туризм, 1985. - 257 с.

Жук Г.А. Психолого-педагогические основы обучения, воспитания и здоровья /Г.А.Жук, В.И.Кожокарь, И.Б.Слюсар. - НИИ педагогики. - Кишинев: Штинца, 1989. - 163 с.

Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу /Б.В. Емельянов. - М.: Профиздат, 1976. - 49 с.

Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий /Б.В. Емельянов. - М.: ЦРИБ Турист, 1980. - 94 с.

Емельянов Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода. Учебн. пособие /Б. В. Емельянов. - М., ЦРБИ Турист, 1986. - 62 с.

Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт /Б.В. Емельянов. - М.: Профиздат, 1984. - 48 с.

Емельянов Б.В. Экскурсоведение: основы экскурсионной теории: Учеб. Пособие /Б.В. Емельянов. - М.: Турист, 1992. - 64 с.

Ефремов Ю.В. Голубое ожерелье Кавказа /Ю.В. Ефремов. - Л.: Гидрометеоиздат, 1988. - 120 с.

Игнатьева И.И. Экскурсия воспитывает, закаляет, учит /И.И. Игнатьева. - Минск: Полымя, 1985. - 26 с.

Ильина Е.Н. Основы туристской деятельности /Е.Н. Ильина. - М., Межд. инст. туризма, 1992. - 245 с.

Кабаян Н.В., Кожухарова О.Ю. Войти в природу другом /Н.В. Кабаян. - Майкоп, 1995. - 234 с.

Казаков В.Г. Психология /В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа. 1989. - 143 с.

Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика /В.А. Квартальнов. - М.: Наука, 1993. - 368 с.

Козьменко Г.Г. Организация и функционирование особоохраняемых территорий /Г.Г. Козьменко, С.А. Трепет. - Майкоп, 2000. - 242 с.

Литвинская С.А. В царстве горной флоры /С.А. Литвинская. - Краснодар: кн. изд-во. 1982. - 124 с.

Макаренко О.С. «Вопросы экскурсионной теории» /О.С. Макаренко. - М.: Профиздат. - 1983. - 42 с.

Машинина П.А. Организация и методика экскурсионной работы /П.А. Машинина. - М.: Турист. - 1992. - 48 с.

Методические рекомендации по использованию краеведческих рекомендаций в экологических экскурсиях. - М.: Турист. - 1979. - 26 с.

Методы и практика экскурсионного дела. М.: Турист. - 1985. - 34 с.

Милонов Н.П. Историческое экскурсоведение /Н.П. Милонов. - М.: Турист. - 1992. - 269 с.

Молчанов В.М. А что там за горами? Природа и мы /В.М. Молчанов. - Краснодар: кн. изд-во, 1985. - 34 с.

Основы туристской деятельности: Учеб. пособие для тур. лицеев и колледжей. - М., 1992. - 168 с.

Пасечный П.С. Экскурсия /П.С. Пасечный. - М.: Знание, 1985. - 86 с.

Пасечный П.С. Туризм и экскурсии /П.С. Пасечный. - М.: ЦРИБ Турист, 1982. - 63 с.

Петров А.Л. Массовые экскурсии /А.Л. Петров. - М.: Издательство МГСПС Труд и книга, 1924. - 57 с.

Верюнский А.М. По Советскому Союзу: туристские путешествия, походы, экскурсии /А.М.Верюнский, В.В.Гаспарян, Б.В.Емельянов. - М.: Профиздат, 1981. - 146 c.

Пачулина В.П. Использование памятников культуры в экскурсионной работе /В.П. Пачулина. Сухуми: Пламя, 1979. - 71 с.

Плакшин А.Р. Подготовка и проведение экскурсий /А.Р. Плакшин. - М.: Турист - 1985. - 34 с.

Поюровская Р. О методике проведения пешеходных экскурсий /Р.С. Поюровская . - М. Турист, 1996. - 36 с.

Тамм Е.И. Энциклопедия туриста /Е.И. Тамм. - М., Большая Российская энциклопедия, 1993. - 234 с.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. 1983. - 665 с.

Фуремс А.Э. Экскурсионный показ и рассказ /А.Э. Фуремс. - М.: Турист, 1986. - 78с.

Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие /И.Ф. Харламов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1997. - 51 с.

Чижова В.П. Учебные тропы природы. Методические рекомендации для заповедников и национальных парков /В.П. Чижова. - М.: Просвещение, 1996. - 765 с.

Экскурсии. Организация и методика проведения: Сборник статей. - М.: Профиздат, 1970. - 62 с.

Ярышева Ю. Р. Этапы подготовки новой экскурсии /Ю. Р. Ярышева. - М.: Турист, 1994. - 58 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.