на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Изучение экскурсионной деятельности в национальных парках на примере Приэльбрусья
p align="left">Затем ту или иную качественную шкалу следует превратить в пяти - или соответственно, в семибальную. Далее осуществляется простое суммирование баллов. Оценивая подгруппу компонентов «Условия», например, таких как благоприятность и пригодность территории для осуществления тура по конкретным характеристикам, необходимо разделить их на способствующие и препятствующие осуществлению тура. Последним надлежит присваивать баллы с отрицательными значениями, вычитая их из общей суммы итоговой оценки.

Интегральная оценка туристского потенциала любого объекта или территории конвенциональна, поскольку она неизбежно включает качественные показатели и может получить осмысленную трактовку только в сравнении с оценкой потенциала другого объекта. Это означает, во-первых, что в зависимости от детальности принятой шкалы необходимо при оценивании иметь в поле зрения как минимум пять или семь объектов (по числу градаций шкалы) и, во-вторых, что следует всегда четко определять в пределах какого региона выполняются оценка и сравнение потенциалов. Ведь от этого обстоятельства очевидным образом зависит расстановка высших и низших оценочных баллов. Действительно, выявление и оценку эколого-туристского потенциала какой-либо территории имеет смысл проводить как оценку сравнительную:

- оценивая фиксированный набор компонентов потенциала,

- используя для расчета итоговой оценки качественные шкалы в их балльной форме,

- вовлекая в сравнительную оценку необходимое число объектов оценки,

- четко обозначая территориальные рамки сравнения.

Экскурсионный продукт парка. Определение собственного продукта представляет собой одну из важнейших задач туристского маркетинга. Для национальных парков эта задача тем более существенна, что они обладают потенциальными возможностями предлагать на туристский рынок весьма разнообразный спектр как отдельных услуг, так и их сочетаний, составляющих целостные туры, а также немало «сопутствующих» товаров.

В значительной мере определение и формирование своего продукта парки должны основывать на оценках их экскурсионного потенциала, но как это с очевидностью следует из смысла самого понятия потенциала, далеко не все его компоненты могут оказаться - на данный период времени - реальным продуктом, пользующимся достаточным спросом. Таким образом, определение реализуемого продукта зависит от результатов анализа рынка, от его сегментации и выявления целевых групп покупателей. Поэтому ниже речь пойдет только о некоторых типичных видах и компонентах экскурсионного продукта парков. Конкретную же работу по определению своего продукта каждый парк должен вести сообразно своим особенностям, привлекая к этой работе опытных туроператоров, но, не передавая в руки какой-либо фирмы всех нитей и возможностей формировать «независимый» продукт, целиком или в значительной мере «замкнутый» на ресурсы парка, а также продавать его без ведома парка.

Последнее условие весьма важно потому, что парк должен обеспечивать инвестирование достаточной части прибыли от экскурсионной деятельности в сохранение своих ресурсов и развитие туристской инфраструктуры. Отчасти этого можно добиваться через введение - по согласованию с местными властями - так называемой туристской ренты, представляющей собой аналог дифференцированной ренты. Туристскую ренту можно определить, например, как часть от налогов, которые туристскими предприятиями региона выплачиваются в местный бюджет с условием, что местные власти направляют эту часть полученных средств непосредственно на развитие туризма в данном регионе.

Другой рекомендуемый путь - создать региональную ассоциацию туроператоров, которая будет заинтересована в развитии инфраструктуры туризма, сохранении и воспроизводстве ресурсов и потому будет стремиться оптимизировать взаимоотношения между парком и турбизнесом, будет влиять на политику «внешних» партнеров парка. Разумеется, администрация парка должна быть одним из ведущих членов или одним из учредителей ассоциации. В этой ассоциации вполне уместно и необходимо также участие представителей местной (муниципальной, районной) исполнительной власти.

Прежде, чем выделить компоненты экскурсионного продукта, специфичные для национальных парков, целесообразно обратиться к общим представлениям о компонентах турпродукта, а также к представлениям о способах построения из «элементарных» компонентов целостных туристских программ.

Такие базовые представления охарактеризованы, например, в «Азбуке для туроператоров». Авторы рекомендуют различать элементарные рекреационные занятия или действия туриста (сбор ягод, грибов, орехов, трав и т.п. или прогулки пешие, велосипедные, конные, лыжные и т.п.), которые могут быть обобщены в основные типы занятий/действий - в приводимом примере это будут заготовки даров леса и прогулки. Предлагается все элементарные занятия объединить в 17 типов, указанных ниже в алфавитном порядке:

· альпийский,

· альпинистский,

· активно-оздоровительный,

· водный,

· коммерческо-деловой,

· курортный,

· культурно-оздоровительный,

· охотничье-рыболовный,

· паломнический,

· приключенческий,

· приморский,

· развлекательный,

· спортивно-туристский,

· фестивально-конгрессный,

· экологический,

· экзотический,

· этнографический.

Понятно, что разнообразие занятий и их типов можно описать иначе. Но важен сам подход - от элементарных «кирпичиков» к типам, а далее - и это наиболее конструктивный путь - к циклам, модулям и программам экскурсионной деятельности, формируемым или «внутри» ведущего типа занятий, или путем соединения типов по двум принципам, обеспечивающим насыщенность и привлекательность программы - по принципу совместимости-взаимозаменяемости элементарных занятий и принципу их дополнительности. По сути дела, приблизительно таким способом опытный туроператор или бывалый турист интуитивно и формирует экскурсионную программу. Однако именно четкость и системность упомянутой «Азбуки», а также возможность рассчитывать длительность, аттрактивность и рекреационную эффективность построенных с ее помощью программ делает ее одним из полезных инструментов туроператорской работы.

Очевидно, основными характерными видами экскурсионных услуг и товаров для национальных парков могут являться:

· разработанные, обустроенные и контролируемые парком постоянные маршруты;

· образовательные и консультационные услуги самых разных типов;

· организация спортивного, приключенческого, зеленого, сельского, лечебного и реабилитационного туризма;

· специальные экологические и эколого-культурные туры;

· экскурсионные услуги, в том числе - экскурсии по окрестностям парка;

· проведение специальных мероприятий и акций (ярмарок, аукционов, фестивалей, конкурсов, выставок и т.п.);

· контролируемая заготовка туристами «даров природы»;

· продажа экологически чистых местных продуктов питания;

· экотехнологичные услуги размещения и транспортные услуги;

· прокат туристского снаряжения;

· изготовление и продажа сувениров, в том числе и почтовых марок;

· продажа торговых знаков с экологической символикой парка, рекламные услуги;

· изготовление и продажа специальной аудио-, видео-, фото- и кинопродукции.

В этом списке каждая из первых шести позиций представляют собой основу для построения вариантов вполне целостного продукта парков, остальные семь позиций могут и должны выступать как существенными компонентами любого из целостных туров, так и самостоятельными туристскими услугами или товарами. Впрочем, и специальная видео продукция парка со временем может стать основой для формирования так называемых виртуальных туров, то есть для вполне целостного турпродукта. Поэтому все виды съемок в парке имеет смысл с самого начала проводить по заранее намеченной программе и планомерно создавать свои видеоархивы, получая в обязательном порядке копии видеоматериалов от всех съемщиков.

Задача специалистов каждого национального парка - после выявления и оценки своих ресурсов и потенциала, а также определения целевых групп - построить свои собственные туристские программы, осуществление которых «по плечу» парку, заняться их продвижением и предложить подходящим партнерам (туроператорам, турагенствам, экскурсионным бюро, образовательным учреждениям и др.) сотрудничество в освоении остальных ресурсов.

2.2. Целевые группы экскурсантов национальных парков и их интересы

Выявив доступные эколого-туристские ресурсы и оценив потенциал тех территорий и/или объектов, которые можно использовать для формирования различных вариантов эколого-туристского продукта, важно определить целевые группы, для которых те или другие варианты продукта окажутся более всего привлекательны.

Надежно определить такие группы, адекватные конкретному типу эколого-туристского продукта, можно после того, как о потенциальных покупателях собраны достаточно разносторонние сведения.

Как минимум, должны быть установлены:

· интерес и общее отношение клиентов к экологической проблематике, в том числе понимание ими общественных экологических потребностей и обязанностей, а также их озабоченность личной экологической безопасностью;

· готовность или желание участвовать в турах сугубо экологической ориентации или вообще в природно-ориентированных турах;

· информированность об экотуризме в целом и об особенностях тематики и программы предполагаемого тура;

· склонность к активной деятельности, уместной и доступной в рамках тура и направленной на решение каких-либо экологических задач.

Должны быть также установлены факторы, определяющие общие интересы и склонности клиентов. Важным инструментом такого анализа служат эколого-социологические опросы.

«Неорганизованные» туристы и отдыхающие на базах, в кемпингах и т. Эту обширную совокупность туристов следует разделить, по крайней мере, на следующие группы:

· Сборщики грибов, ягод, растений, рыбаки (если парк допускает лицензионную рыбную ловлю); что же касается охоты, то развивать ее даже в контролируемых условиях согласно этическим принципам, принятым большинством национальных и международных эколого-туристских ассоциаций, не рекомендуется;

· «стихийные» туристы выходного дня;

· участники самодеятельных турпоходов (пеших, велосипедных, водных и др.);

· дачники;

· «организованные» отдыхающие (на стационарных базах, в кемпингах, туркомплексах, пансионатах, санаториях и т.п.).

Интересы первых четырех групп туристов или посетителей парка во многом очевидны и достаточно специфичны у каждой группы, хотя отчасти они и совпадают. Так, кроме «профессиональных» сборщиков грибов, ягод, орехов, цветов, которые попадают потом на городские рынки или в чуланы городских жителей, многие дачники тоже регулярно занимаются сбором «даров природы». Эти ж цели приводят в парк и местных жителей.

Потоками приезжих «неорганизованных» сборщиков можно и нужно управлять не только и не столько с помощью службы охраны парка. Им нужно предлагать недорогие и привлекательные услуги. Например, можно организовать оплачиваемую информационную службу, которая будет направлять сборщиков на специальные «уловистые» маршруты, а также оказывать помощь им в обработке добытых лесных даров. Вообще собственные предприятия по консервированию этих даров могут приносить парку ощутимый доход, быть пунктами помощи сборщикам - консультациями, инвентарем.

Периодически «сборщиками» могут становиться и «организованные» отдыхающие. Среди них нужно проводить специальные опросы с тем, чтобы предлагать им затем заранее подготовленные программы с включением обучающих и воспитательных компонентов.

Для туристов «выходного дня» и любителей пикников, а также для участников самодеятельных походов, как известно, необходима специальная организация территории парка. На эту тему сказано и написано немало. Но и эту работу парка не следует сводить только к мерам по выбору мест отдыха и маршрутов походов, по обустройству дорог, троп и стоянок, к мерам сопровождения и строгого контроля за правилами поведения туристов. Туристам нужны всегда желанные услуги - и информация, и обучение, и снаряжение, и еда, и туалеты. Некоторые из этих услуг должны быть бесплатными, другие могут быть отчасти, а некоторые полностью платными. Главное, чтобы все посетители могли узнать о возможности получить эти услуги, а местные жители и предприятия сервиса и торговли участвовать в предоставлении этих услуг.

Особое внимание администрация парка должна уделять автомобилистам. Уже сейчас эта группа туристов с их интересами и возможностями весьма заметна, и ее роль будет в ближайшей перспективе все существеннее и опаснее. Рыть заградительные канавы и ставить шлагбаумы на дорогах полезно, но совершенно недостаточно. В подходящих местах нужно создавать охраняемые платные автостоянки с необходимым обслуживанием и разрабатывать систему специальных транспортных услуг, предоставляемых туристам администрацией парка. Привлекательность такой стратегии в том, что хозяин машины и ее пассажиры не привязаны к своему любимому авто и не подвергают его суровым испытаниям на трудных дорогах парка. Они могут совершать по территории парка самые различные походы и быть уверенными, что их своевременно привезут в интересное место, встретят в назначенное время в другом тоже интересном месте, а за «экологичное поведение» (скажем, за неделю жизни без автомобиля, от которого в национальном парке больше вреда, чем пользы) даже наградят каким-либо приятным сувениром.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.