Стремление комиссии воспользоваться
правом законотворческой инициативы в предстоящих реформах не нашло поддержки у
военного министра Н.А. Сухозанета, так как принижало роль и значение в
законотворческом процессе канцелярии Военного министерства. Свое мнение по
данной проблеме министр высказал в предписании, данном им 6 ноября 1859 г. председателю комиссии[258]. Было предложено комиссии заняться
исключительно исправлением старого Свода путем исключения из него статей, не
имевших силы закона. Таким образом, правотворческая деятельность комиссии была
сужена до теоретических изысканий в области разделения юридических норм на
законодательные и административные, и даже предварительное рассмотрение
законопроектов не было включено в ее компетенцию[259].
Комиссия достаточно активно занялась
исследованиями в области теории. В общих чертах она определила основные направления правового
регулирования строительства армии, а именно: 1) установление правового статуса
органов военного управления и порядок их действий; 2) регламентация служебных
прав и обязанностей военнослужащих; 3) определение степени ответственности и
мер наказания за нарушение прав и обязанностей. Впоследствии эти наработки были
использованы при создании новой системы Свода военных постановлений.
Только с назначением на должность
военного министра Д.А. Милютина у комиссии появилась возможность наряду с кодификационной
работой заняться и правотворчеством[260]. Участие
военно-кодификационной комиссии в законотворческой работе Военного министерства
заключалось в том, что она должна была рассматривать проекты, составленные
различными органами центрального военного управления, и давать им оценку с двух
точек зрения: во-первых, по существу, т.е. насколько они соответствовали
действующему праву и направлениям предстоящего военного реформирования, и,
во-вторых, по форме, т.е. насколько их редакция соответствовала требованиям
техники систематизации.
Законопроектная работа комиссии при
подготовке множества нормативных актов, которые разрабатывались в рамках военной реформы 60–70–х гг.
XIX в., оказалась наиболее результативным видом ее деятельности. При этом
проекты всех реформаторских положений и уставов, которые представлялись в
Военный совет, рассматривались комиссией достаточно тщательно и оперативно.
Этому в значительной мере способствовало последовавшее в 1867 г. повышение статуса данного органа.
29 марта 1867 г. именным высочайшим указом Правительствующему сенату Военно-кодификационная комиссия была
переименована в Главный военно-кодификационный комитет как высший центральный
орган Военного министерства,
«главное назначение которого - содействовать Военному совету в
усовершенствовании военного законодательства»[261].
Благодаря плодотворной работе
комиссии в ходе военной реформы 60–70–х гг. XIX в. появились ключевые для строительства армии
нормативно-правовые акты: «Положение о военно-окружных управлениях» (1864 г.), «Сборник штатов» (1864 г.),[262] «Военно-судебные
уставы» (1867 г.), «Положение о полевом управлении войск в военное время» (1868 г.), «Свод штатов» (1870 г.)[263] и «Устав о воинской
повинности» (1874 г.).
В целом результаты исследования
данного вопроса позволяют констатировать, что высокая степень эффективности
правотворческой деятельности военно-правовых органов во многом определялась
соблюдением большинства классических требований к организации стадий
правотворческого процесса. Имеется в виду следующее.
1.
Принятие решения
о подготовке актов военного права могло состояться как по инициативе военного министра, так и
по поручению императора.
2.
Для подготовки
первоначального текста каждого из
рассматриваемых правовых актов либо решением военного министра, либо
императором назначались комиссии, иногда даже не одна, а несколько,
охватывавшие различные направления строительства армии.
3.
Предварительное
обсуждение проектов документов осуществлялось
в различных
государственных органах и неправительственных организациях, а также в
соответствующих подчиненных ведомствах.
4.
Подготовленные в
комиссиях проекты направлялись в
главную редакционную комиссию, которую возглавлял лично военный министр; здесь они сводились в единое
целое.
5.
После
окончательной обработки проекта он
рассматривался и утверждался императором.
6.
Принятые нормативно-правовые акты официально публиковались либо в
хронологических, либо в систематизированных сборниках актов.
Наряду с правотворчеством важнейшим
направлением деятельности государственных органов по правому регулированию
строительства армии была
систематизация нормативно-правовой базы.
Несмотря на неоднократные попытки в истории
Российского государства навести порядок как в общем, так и в военном
законодательстве, «…реально идея создания из разнообразных актов военного
законодательства, изданных в различное время, систематического единого Свода
военных постановлений как кодифицированного акта военного законодательства
впервые была осуществлена при императоре Николае I»[264].
До этого времени
основными законодательными актами, обобщавшими как общегосударственные, так и
собственно военные нормы права, были «Соборное уложение» царя Алексея
Михайловича 1649 г.[265] и Устав воинский 1716 г.[266]
В Соборном уложении большинство военных положений содержалось в отдельной VII
главе, названной «О службе всяких ратных людей Московского государства»[267].
Однако огромное количество норм находилось в многочисленных регламентах,
манифестах, именных и сенатских указах, учреждениях, «регулах», инструкциях и
других актах, нередко противоречивших друг другу[268].
В период правления Петра
I было принято более трех тысяч правовых актов, а во второй четверти XVIII в. ежегодно издавалось не менее двухсот,
публиковалось же не более половины. Для того чтобы согласовать их с Соборным
уложением 1649 г. и между собой, Петром I и его преемниками в течение XVIII в. и первой четверти
XIX в. более 10 раз создавались специальные комиссии[269].
Но ни одна из них сколько-нибудь успешных результатов добиться не смогла.
Прорыв в этом деле был обусловлен достижением
определенного уровня теоретической разработанности данной проблемы мировой и
отечественной юридической наукой и субъективным фактором, а именно появлением
соответствующих для решения такой задачи личностей. «Трудно представить,
сколько еще времени Россия существовала бы в юридическом беспорядке, если бы во
главе этого дела не оказался М.М. Сперанский»[270].
Под его непосредственным наблюдением и руководством был составлен Свод военных
постановлений, весь законодательный материал был расположен в Своде по системе, принятой при составлении Свода
законов.
Началом составления Свода военных постановлений
послужил представленный проект Свода военных узаконений генерал-майором
Д.И. Ахшарумовым начальнику Штаба е.и.в. барону Дибичу. По предложению
барона Дибича проект Свода был рассмотрен в Совете Военного министерства и
поддержан к исполнению.
Составление Свода было поручено генерал-майору Д.И.
Ахшарумову, который при содействии и под общим руководством М.М. Сперанского
при II отделении собственной е.и.в. канцелярии к началу 1830 г. представил императору на рассмотрение 1-ю часть своего труда, а в 1835 г. - все книги Свода. В этом же году по соглашению мнений М.М. Сперанского и военного министра
А.И. Чернышева и после высочайшего повеления Николая II
для проверки Свода был учрежден в Военном министерстве особый комитет. В
течение трех лет (1835-1838 гг.) общими усилиями комитета и редакции,
возглавляемой Д.И. Ахшарумовым и под непосредственным руководством М.М.
Сперанского и А.И. Чернышева проводилась проверка и обработка Свода военных постановлений.
25 июня 1839 г. высочайшим Манифестом императора
Николая I было объявлено о выходе Свода военных постановлений
под наименованием Свод 1838 г., а «…его применение повелено было начать с
1 января 1840 г.»[271]. Свод состоял из пяти
частей, включавших 15 книг, в которых было 285 глав и 23128 статей[272].
В первой части Свода собраны воедино конституционные
законы, которые устанавливали
организационную структуру русской армии. В связи с этим первая часть имеет
общий заголовок «Образование военных учреждений». Все законоположения,
относящиеся к организации войска, разделены на несколько отделов соответственно важности тех учреждений,
о которых в них шла речь. Каждый отдел составлял особую книгу. В первой книге
содержались законы, которые устанавливали организацию центральных военных
учреждений. Вторая книга содержала вопросы организации отдельных воинских
частей, предназначенных для непосредственного ведения боя. В
третьей книге были законы, регулировавшие вопросы обучения военному искусству
офицеров и унтер-офицеров. В четвертой книге освещались вопросы организации
учреждений, которые обеспечивали снабжение войск материальными средствами.
Вторая часть Свода
военных постановлений именуется «Устав о службе по военному ведомству вообще».
В эту часть включены законы, которые регулировали различные взаимоотношения
между военнослужащими. Первая книга - «О прохождении службы по военному
ведомству» - содержит законы,
устанавливающие порядок прохождения службы. Во вторую книгу - «О наградах во
время прохождения службы и при отставке» - вошли законы, определявшие различные
служебные привилегии и поощрения.
В третьей части были собраны законы, определявшие
внутреннюю жизнь армии. Она называлась «Наказ войскам». В нее включен целый ряд
наставлений, инструкций и наказов, как воинские подразделения должны жить,
учиться и действовать. В первой книге - «О внутреннем управлении войск» -
помещены законы войскового быта. Во второй книге - «Устав о службе войск» - даны
законы, определявшие различные обязанности воинских частей.
Четвертая часть Свода
содержала законы, которые
регулировали экономические отношения, возникавшие между армией и государством и
между военнослужащими. Называется она «Устав хозяйственный». Первая книга - «О
заготовлении снабжения» - содержит законы, регламентирующие приобретение
материальных средств для снабжения войск. Во второй книге - «О хранении,
свидетельстве и пересылке казенного имущества до отпуска иного» - изложены
законы, устанавливавшие контроль за состоянием материальных средств, поступивших
в распоряжение войск. Третья книга - «Об отпуске снабжения» - содержала законы,
которые устанавливали порядок распределения имущества, принадлежавшего войскам
и воинским подразделениям. В четвертой книге - «О хозяйстве войск» - помещены
законы, регулировавшие вопросы использования должностными лицами воинских
подразделений материальных средств, поступавших в их личное распоряжение. Пятая
книга - «О ведении счетов и ревизии их, о казенных взысканиях и претензиях» -
включала законы об ответственности должностных лиц перед государством за
законное использование имущества, выделенного подразделениям для их
существования.
Завершающая, пятая часть
Свода содержала законы, которыми обеспечивался порядок в воинских
подразделениях. Она носит
название «Устав военно-уголовный». В первой книге – «О преступлениях и
наказаниях» - даны законы о возможных случаях нарушения воинской дисциплины и о
наказании виновных. Во второй книге – «О военном суде» – собраны законы,
регулирующие порядок осуществления воинского правосудия.
Такой подход к составлению Свода
позволил создать логически стройный правовой акт. При его построении был
использован следующий принцип: «…все составления, не действующие и отмененные
силою последующих узаконений, исключены вовсе; законы же действующие сведены в
один пакет и распределены по предметам их, в строгом порядке»[273].
Для удобства пользования
Сводом все книги пяти различных
частей имеют одну общую нумерацию по томам. Таким образом, весь Свод
состоит из 12 томов[274]. На его составление был
затрачен громаднейший труд. «Нельзя и сомневаться в том, что вся эта
грандиозная работа, требующая большой опытности в технике кодификации и больших
познаний в теории права, была исполнена при личном участии М.М. Сперанского. Он трудился одновременно и над
составлением Свода законов, которое закончилось успешно[275].
Большая заслуга в создании первого Свода военных постановлений принадлежит также отставному
генерал-майору Д.И. Ахшарумову. Более 10 лет генерал-майор Д.И. Ахшарумов
возглавлял комиссию по систематизации русского военного законодательства, но
так и не увидел конечного результата, так как 13 января 1837 г. умер[276].
Ко времени составления Свода военных
постановлений в Полном собрании законов Российской империи насчитывалось около
43 тыс. законодательных актов, из них до 11 тыс. были воинскими законами, около 1,5 тыс. актов
касались как гражданского населения, так и армии. Из этого количества в Свод
были включены только действующие законы, которых насчитывалось 2 788.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|