Кодификационная же
работа, несмотря на то что комиссию в марте 1867 г. преобразовали в Главный военно-кодификационный комитет с более широкими полномочиями, была гораздо менее результативной.
К 1867 г. СВП 1859 г., сохранивший все недостатки СВП 1838 г., дополненный огромным количеством
продолжений, по своему объему превосходил весь Свод законов Российской империи
более чем в два раза. Кроме того, потребность его исправления диктовалась
бурным развитием текущего пореформенного законодательства.
Программа переработки
Свода была составлена Военно-кодификационным комитетом, утверждена военным
министром 30 мая 1867 г. и предусматривала:
1) исключение из Свода
всех статей общего законодательства, а также штатов, табелей, инструкций,
уставов и т.п. постановлений;
2) согласование Свода с вновь вышедшими положениями. Это была проблема чрезвычайной сложности, так как все
новые нормативные акты выходили в свет по мере их утверждения и не были
привязаны по форме и содержанию к имеющемуся Своду.
Именно вторая проблема
явилась камнем
преткновения на пути создания Кодекса военного права Российской империи. Для ее
решения Комитету предстояло выбрать один из трех способов кодификации:
а) выпускать в свет все
вновь выходящие положения отдельными книгами, предоставив войскам возможность
самим согласовывать их со Сводом;
б) сохранив систему
Свода, расчленять новые законодательные акты на отдельные нормы и вносить их в
Свод;
в) изменить систему Свода
таким образом, чтобы каждый новый правовой акт входил в Свод как единое целое.
В утвержденном 24 июня 1867 г. докладе Главного военно-кодификационного комитета был принят последний вариант кодификации: была
установлена новая система Свода, которая предусматривала введение в него новых Положений в
виде отдельных особых книг[297]. Новая программа Свода
была окончательно утверждена в январе 1869 г.[298]
В структурном плане Свод военных постановлений 1869 г. разделялся на 6 частей: 1 - Военные управления; 2 - Войска регулярные; 3 - Войска
иррегулярные; 4 - Военные заведения; 5 - Военное хозяйство; 6 - Уставы военно-уголовные.
Каждая из частей объединяла в своем составе несколько книг, общее число которых
составило 24[299].
Анализ структуры военного законодательства
исследуемого периода позволяет определить, какие вопросы из широкой сферы
военных правоотношений и каким образом были урегулированы в законодательстве, а
также выработать предложения по совершенствованию системы военного
законодательства Российской Федерации. Как уже указывалось, Свод военных
постановлений подразделялся на шесть частей. Часть первая именовалась «Военные
управления» и включала в себя в зависимости от года издания три или четыре
книги. Книга первая - «Военное министерство: особые управления, к составу министерства
принадлежащие, и комитет о раненых»; книга вторая - «Военно-окружные
управления»; книга третья - «Местные военные управления»; книга четвертая -
«Полевое управление войск в военное время».
Таким образом, первая часть Свода содержала в себе в
кодифицированном виде законодательство об управлении вооруженными силами. Книга
первая включала законодательство о высшем и центральном уровнях управления
вооруженными силами: о компетенции главнокомандующего – императора, военного
министра и подчиненного ему министерства и других центральных органов военного
управления. Книга вторая регулировала деятельность среднего уровня управления
вооруженными силами - командующих войсками военных округов с подчиненными им
управлениями, а также их взаимодействие как с центральными и высшими, так и с
нижестоящими органами военного управления. В книге третьей содержались вопросы о деятельности местных органов военного
управления, их компетенции в мирное и военное время, а также порядок
взаимодействия с управлением военных округов и органами строевого управления.
Книга четвертая регламентировала порядок, сроки преобразования органов
управления вооруженными силами мирного времени в случае начала войны или боевых
действий.
Вторая часть Свода
военных постановлений 1869 г. именовалась «Войска регулярные» и включала четыре
книги, от пятого до восьмого номера включительно. Книга пятая «Устройство и
состав войск и их управлений» содержала нормативный материал, регулировавший организацию объединений,
соединений, частей, одним словом, войсковых подразделений, а также порядок управления
ими. Шестая книга Свода имела название «Комплектование войск». В ней
содержались нормативные элементы системы комплектования вооруженных сил личным
составом. Она более подробно регламентировала комплектование различными
категориями военнослужащих, в ней досконально излагались обязанности
значительного числа должностных лиц при производстве призыва на военную службу.
Сравнивая ныне
действующие нормативно-правовые акты с шестой книгой, можно заметить, что в
настоящее время ей соответствуют не только Закон РФ «О воинской обязанности и
военной службе», но и ряд нормативных актов, изданных министром обороны РФ,
начальником Генерального штаба Вооруженных Сил России и другими должностными
лицами.
Книга седьмая
«Прохождение службы по военному ведомству» регламентировала вопросы прохождения
военной службы всеми категориями военнослужащих. Книга восьмая «Награды,
пенсии, пособия и призрение чинов военного ведомства» содержала законодательный
материал о наградах, пособиях военнослужащим, вообще обо всех видах льгот и
пенсий военнослужащим и их семьям по различным основаниям. Нормативный
материал, объединенный в части второй Свода, можно отнести к наиболее часто
подвергавшемуся изменениям.
Часть третья Свода
называлась «Войска иррегулярные» и объединяла три книги, с девятой по
одиннадцатую включительно. Книга девятая - «Устройство и состав казачьих войск
и их управлений»; книга десятая - «Служба в казачьих войсках»; книга одиннадцатая - «Хозяйство казачьих
войск». Эти три книги включали законодательство о специфических войсках
российской армии. Одновременно с основной частью армии существовала большая по
своей численности другая ее часть, которая была представлена казачьими
войсками. Организация частей и соединений, порядок их комплектования,
прохождения военной службы и ряд других моментов службы казаков коренным
образом отличались от остальной армии. Административно-территориальные единицы,
где проживали казаки, подчинялись Военному министерству, а на местах - военным
должностным лицам, что также позволяло выделять законодательство о казаках в
особую часть Свода.
Четвертая часть Свода
военных постановлений 1869 г. называлась «Военные заведения» и состояла из
шести книг: книга двенадцатая - «Заведения интендантские»; книга тринадцатая -
«Заведения артиллерийские»; книга четырнадцатая - «Заведения инженерные»; книга
пятнадцатая - «Заведения военно-учебные»; книга шестнадцатая - «Заведения
военно-врачебные»; книга семнадцатая - «Заведения военно-тюремные». Эта часть
Свода включала законодательство о специфических частях, в обязанность которых входило обеспечение
функционирования вооруженных сил. Здесь также были сведения об организации таких
частей, их деятельности и управлении ими.
Пятая часть Свода
называлась «Военное хозяйство». Она состояла из следующих книг: восемнадцатой - «Заготовления
и постройки по военному ведомству»; девятнадцатой - «Довольствие войск»;
двадцатой - «Внутреннее хозяйство частей войск» и двадцать первой - «Отчетность
по военному ведомству. Казенные взыскания и претензии».
Часть шестая
«Военно-уголовные уставы» состояла из трех книг (двадцать вторая - «Воинский устав о наказаниях»,
двадцать третья - «Устав дисциплинарный» и двадцать четвертая - «Устав
военно-судебный»). Эта часть кодифицировала законодательство о юридической
ответственности военнослужащих, а также уголовно-процессуальное
законодательство.
Если сравнить систему
Свода 1869 г. с системой Свода 1838 г., то можно заметить, что в Своде 1838 г. каждая часть охватывала известную область военного права исчерпывающим образом.
Конституционные нормы помещались только в одной I части; нормы хозяйственные -
только в IV части; нормы о порядке службы - только во II части и т. д. Все это
– результат того, что Свод
1838 г. представлял собой строго научную систему. В Своде же 1869 г. нормы одного и того же характера размещены почти по всему Своду. Например, нормы
конституционные были даны в 4 частях: в 1–й, 2–й, 3–й и 4–й; нормы о службе – в
2 частях: 2–й и 3–й; нормы хозяйственные - в 3-х частях: 3–й, 4–й и 5–й и т. д.
При этом и распределение законоположений по отдельным книгам было совершенно
случайным. Например, военно-окружные управления и местные управления
принадлежат по существу к одной и той же группе территориальных управлений, а
между тем они размещены по разным книгам, особые высшие установления, вовсе не
входящие в состав Военного министерства, помещены в книге о центральном военном
управлении.
Несмотря на недостатки
нового Свода, они могли быть незамеченными на практике, если бы весь Свод был
издан сразу в течение нескольких лет, как
это и предполагалось. Однако книги Свода 1869 г. появлялись постепенно, по мере принятия главными управлениями организационных положений. Так, в 1869 г. было издано 4 книги первой части и 3 книги шестой части. В 1870 г. вышли 3 последних книги V части, а в 1872 г. - 3 первых книги той же части.
С выпуском всех книг был исчерпан весь материал,
подготовленный организационными работами главных управлений министерства, а
вместе с тем иссякло и рвение
Главного военно-кодификационного комитета.
Текущее законодательство
по предметам, не вошедшим в Свод 1869 г., заключалось в приказах по военному
ведомству и циркулярах Главного штаба, число их с каждым годом увеличивалось, что требовало
систематизации.
Новые книги в продолжение
Свода издавались очень медленно: в 1882 г. была издана книга XVIII; в 1889 г. - книга VIII; в 1891 г. - книги V и VI; в 1892 г. – книга VII; в 1897 г. – книга XX и в 1908 г., спустя 40 лет после изменения системы Свода, книги IX, Х и XI. В этот
же промежуток времени были изданы еще два продолжения к Своду 1869 г.: 2–е продолжение – в 1879 г. и 3–е продолжение - в 1887 г. С тех пор продолжение больше не издавалось[300].
Организация кодификационного комитета подверглась
некоторым изменениям. На него была возложена обязанность рассматривать все
законопроекты по военному ведомству, предварительно внося их в Военный совет. С
1887 г. обязанность предварительного рассмотрения законопроектов из комитета
была передана во вновь учрежденный законодательный отдел при канцелярии Военного
министерства. Комитет был переименован в Кодификационный отдел при Военном
совете. Вот как охарактеризовал состояние кодификации русского военного права
П.Ф. Заусцинский: «Современное состояние кодификации русского военного права
нельзя не признать крайне печальным, напоминающим собою начало XIX в. Во всяком
случае, русская армия в этом отношении находится теперь в положении гораздо худшем,
чем во времена императора Николая I, когда она имела вполне законченный,
систематически составленный Свод военных постановлений»[301].
Таким образом, военное законодательство России в
первой половине XIX в. представляло собой систему нормативно-правовых
актов, имевших юридическую силу закона, издававшихся под непосредственным
надзором главы государства и совместно со специальными совещательными органами
военного управления. Все военное законодательство Российской империи было кодифицировано
в едином Своде военных постановлений, который был законом прямого действия.
Глава II. Организационно-правовые основы строительства
вооруженных сил Российской империи в период буржуазных реформ
2.1 Военное законодательство об организационном
строении вооруженных сил
Под термином «организация
войск» в правоведении XIX в.
понимались законодательные правила. Ими определялись: «а) система разделения войск на различные
категории по роду службы, по роду оружия и по назначению; б) система
разделения войск на мелкие и крупные части; в) численность отдельных частей и
целой армии как в мирное, так и военное время и г) порядок переведения армии из
мирного положения на военное»[302]. В соответствии с этим
определением и будет рассмотрена организация военно-сухопутных сил России как в
дореформенный период, так и во второй половине XIX в.
Русский генерал от
инфантерии Александр Федорович Редигер организационное строение армии
неразрывно связывал с состоянием военного искусства.[303]
Согласно этому военно-сухопутные
силы разделялись на регулярные и иррегулярные войска, «из которых
первые…составляли главнейшую массу, вторые же хотя и уступали первым по своему
строевому устройству, но для некоторых родов военной службы являлись более
полезными, чем регулярные»[304].
В связи со своим назначением
«…регулярные войска были подразделены на два разряда: на войска полевые, или
действующие, и на войска местные»[305]. Полевые войска
«…предназначались преимущественно для боевых действий против неприятеля…» и
«…должны были быть в постоянной готовности принять на себя первоначальные удары
противника при объявлении войны»[306].
Местные войска имели
разное предназначение. Но
важнейшей особенностью являлось постоянное их пребывание в одних и тех же
местностях как в мирное, так и в военное время. В связи с разным назначением
такие войска носили и разное наименование, а именно: «…а) боевые, по устройству
своему неподвижные (сюда относились крепостные войска, а также линейные батальоны);
б) войска для внутренней службы; в) резервные, предназначенные для обучения
рекрутов в мирное время; г) учебные и д) части вспомогательного назначения»[307].
Несмотря на наличие в местных войсках боевых подразделений, первостепенной
задачей их было «…удовлетворение требованиям чисто административным…», то есть
осуществление «…снабжения, как всей армии, так и составных ее частей, запасами
и средствами, им необходимыми…»[308].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|