Во главе военного и
морского духовенства находилось должностное лицо, возглавлявшее соответствующее
управление в составе Военного министерства, - протопресвитер военного и
морского духовенства[537].
Такой была структура
Военного министерства по новому Положению, которое было утверждено 1 января 1869 г. «В результате реформы аппарат Военного министерства был сокращен на тысячу человек,
канцелярская переписка уменьшилась на 45%. Начальники главных управлений
Военного министерства получили одинаковые права. Авторитет аппарата Военного
министерства, его влияние и воздействие на внутреннюю жизнь войск значительно
возросли»[538].
По сравнению с
дореформенным устройством в области централизации военного управления был
сделан значительный шаг вперед. Реорганизация центрального управления позволила
Военному министерству сосредоточить
в своих руках все нити военного управления, значительно упорядочила и упростила
его.
Наряду с положительными
моментами организация центрального военного управления содержала в себе и ряд недостатков.
Так, начальники военных округов, которые зависели непосредственно от
императора, выходили на него, минуя военного министра, что в значительной мере
ограничивало централизацию управления. В существенной степени ограничивалась
роль военного министра в руководстве вооруженными силами и в связи с тем, что
ряд должностей, таких как
генерал-фельдцейхмейстер и генерал-инспектор по инженерной части, замещался
лицами императорской фамилии, относительно самостоятельных по отношению к
военному министру.
Недостатком в организации
центрального военного управления являлось и то, что Главный военный суд и
Главная военная прокуратура подчинялись военному министру. Это означало подчинение судебных
органов представителю исполнительной власти. Негативно сказывался на
управленческой деятельности Военного министерства еще один факт: структура
Главного штаба была разработана таким образом, что функциям собственно
Генерального штаба отводилась незначительная роль.
Несмотря на все
существовавшие недостатки, новая система высшего военного управления была шагом вперед.
Основным преобразованием
в области реорганизации военного управления стала военно-окружная реформа. «Создание стройной системы
местного управления войск являлось важнейшей задачей, стоявшей перед Военным министерством,
без выполнения которой были невозможны дальнейшие преобразования армии»[539].
«Военно-окружная реформа – это одна из первых начальных и узловых реформ в общей системе
преобразований всей армии»[540].
Большой
недостаток военной администрации, отмечал Д.А. Милютин, заключался «…в крайнем
сосредоточении управления в министерстве и недостаточности местного
административного надзора»[541], что
потребовало, с одной стороны, ликвидировать чрезмерную централизацию,
предоставив больше прав и самостоятельности командирам частей и соединений, с
другой стороны,
упразднить полную децентрализацию в управлении войсками, расположенными на
окраинах империи, подчинив действия командования контролю Военного
министерства.
Местного управления как целостной системы, построенной
на основе единых принципов, по сути, не было. В мирное время дислоцированные
войска в губерниях подчинялись генерал-губернаторам, в то время как войска 1-й
и 2-й западных армий, дислоцированные на границах, управлялись главнокомандующими
армиями. Войска, расположенные на Кавказе, подчинялись наместнику Кавказа, а в
Сибири и областях Дальнего Востока - генерал-губернаторам. В целях обеспечения
войск предметами довольствия и боеприпасами территория европейской части России
разделялась на особые округа (комиссии). При этом артиллерийские, инженерные,
провиантские и комиссариатские округа имели свои самостоятельные границы, что
весьма затрудняло снабжение войск.
Районы
действия комиссий и округов не совпадали. Одна и та же войсковая часть, расположенная
в определенном пункте, вынуждена была обращаться в целях удовлетворения своих
нужд в разные места, что создавало огромные неудобства. Так, по части
обмундирования обращались туда, где находилась ближайшая Комиссариатская
комиссия, по части продовольствия - в Провиантскую комиссию, по части оружия -
в пункт, где находился артиллерийский арсенал[542].
В то же время в Первой армии, при Оренбургском и
Кавказском отдельных корпусах, а также в
войсках Восточной и Западной Сибири были свои органы снабжения, почти не
связанные с министерством. Поэтому министерство не имело точных данных о
положении дел со снабжением войск, расположенных на этих территориях.
«Провиантские управления здесь руководили провиантскими комиссиями и
провиантскими комиссионерствами и были подчинены местным командующим войсками»[543].
Децентрализация
военного управления предусматривала создание местных органов, в задачу которых
входило бы обеспечение
руководства войсками в мирное время на местах в части их материального
обеспечения и боевой подготовки.
В 1862 г. военный министр представил
царю свои соображения в виде докладной записки - «Главные основания
предполагаемого устройства военного управления по округам»[544].
Получив поддержку императора, Д.А. Милютин вынес доклад на рассмотрение в
Совет министров, который одобрил основные предложения Военного министерства.
На начальном этапе окружной реформы Военное министерство создало в
1862 г. в виде опыта четыре округа: Варшавский, Виленский, Киевский и Одесский[545].
Одновременно упразднялось управление 1-й армии, расположенной на территории
Привислинского края[546], а также
управления 5-го пехотного и сводного кавалерийского корпусов, расположенных на
территории Одесской губернии[547].
В связи с тем, что опыт реорганизации местного управления оправдал
себя, он послужил основой для разработки «Положения о военных округах». В этих целях были
созданы три комиссии по вопросам общего управления, системы обеспечения и
медицинского обслуживания. Материалы комиссий для обобщения поступали в
редакционную комиссию, которую возглавлял военный министр. После рассмотрения
на местах все материалы были изданы как особый свод, который Д.А. Милютин
представил царю вместе с проектом Положения.
6 августа 1864 г. Александр II утвердил ряд
положений, представленных Военным министерством. Было выработано особое
устройство местного военного управления - военные округа.
В
соответствии с «Положением о военно-окружных управлениях»[548]
было образовано 10 округов:
1.
Петербургский – из губерний: С.- Петербургской, Новгородской, Псковской,
Олонецкой и Архангельской.
2.
Финляндский – Великое княжество Финляндское.
3. Рижский – из
губерний: Лифляндской, Эстляндской и Курляндской.
4. Виленский – из
губерний: Виленской, Ковенской, Гродненской, Витебской, Минской и Могилевской.
5. Варшавский
– Царство Польское.
6. Киевский – из
губерний: Киевской, Подольской и Волынской.
7. Одесский – из
губерний: Херсонской, Екатеринославской, Таврической и Бессарабской области.
8.
Харьковский – из губерний: Курской, Орловской, Черниговской, Полтавской,
Харьковской и Воронежской.
9. Московский
– из губерний: Московской, Тверской, Ярославской, Вологодской,
Костромской, Владимирской, Нижегородской, Смоленской, Калужской, Тульской,
Рязанской и Тамбовской.
10. Казанский
– из губерний: Казанской, Пермской, Вятской, Симбирской, Самарской,
Саратовской, Астраханской и Пензенской.
Территориальной военно-окружной системе предшествовали сложившиеся
управления в Сибири и на Кавказе. «Для создания военных округов мы имели
готовый образец не в иностранных государствах, но в устройстве наших же окраин,
где с давнего времени существовала местная военная власть, достаточно
самостоятельная... власть, объединяющая в себе начальствование и над войсками полевыми
и местными, и над местными органами хозяйственными»[549].
Так писал в 1882 г. Д.А. Милютин.
К 1869 г. было сформировано 15 управлений военных округов[550].
Наряду с действующими военными округами в 1865 г. были образованы Кюренский в южном Дагестане, Кавказский, Оренбургский и Сибирский, а в 1867 г. Туркестанский военный округ[551].
«Размеры территории
России и необходимость распределения войск по всем границам повлияли на то, что
созданные более ста лет назад военные округа успешно функционируют в целом и в
настоящее время. …Изменения в устройстве военно-окружного управления были
вызваны изменениями в центральном военном управлении. Делалось это указами
императора, объявлявшимися в приказах по военному ведомству, которые позднее
были кодифицированы в Своде военных постановлений»[552].
С делением России на военные округа была изменена
система строевого управления. «Получило большую самостоятельность командование
дивизии в связи с упразднением деления войск на корпуса»[553].
Штабы корпусов,
штаб Корпуса внутренней стражи, Управление начальника резервной армии были ликвидированы.
Только для гвардии Александр II сохранил название «корпус», причем 1-й
гвардейский корпус вошел в состав войск Петербургского округа.
На территории военного округа вся полнота власти
теперь сосредоточилась в руках командующего войсками округа, при котором
существовало военно-окружное управление[554]. В его подчинение
входили полевые и местные войска, а также находившиеся на территории округа
военные учреждения, за исключением военно-учебных заведений и некоторых частей
центрального подчинения. Губернии и области, объявленные на военном положении,
поступали в полное подчинение командующему
войсками, и приказания его в этом отношении должны были исполняться начальником
губернии и областей беспрекословно[555].
В состав каждого из
военно-окружных управлений входили: Военно-окружной совет (коллегиальный орган
при командующем войсками округа), Окружной штаб, а также окружные управления:
артиллерийское, медицинское, интендантское, инженерное, ветеринарное[556].
В военное время на основе
военно-окружного управления в каждом округе создавалась отдельная армия.
Военно-окружное управление, в составе которого упразднялся военно-окружной
совет, продолжало действовать как исполнительный местный орган командующего
армией[557].
Командующие войсками
военных округов назначались на свои должности и увольнялись с них императором[558].
Существовала должность помощника командующего войсками военного округа, который
по поручению командующего инспектировал войска округа и председательствовал в
военно-окружном совете в случае отсутствия непосредственного начальника[559].
Образование военно-окружных управлений позволило в
значительной мере освободить Военное министерство от обязанностей по контролю
за деятельностью отдельных войсковых единиц и по снабжению войск. Эти полномочия
перешли к военно-окружным управлениям. За Военным министерством сохранялись
только общее руководство и контроль за деятельностью окружных управлений.
К
Военно-окружному совету перешла часть прав и обязанностей департаментов Военного
министерства по вопросам хозяйственной деятельности[560].
В обязанность Совета
входило всестороннее обсуждение и подготовка проектов решений по всем
хозяйственным вопросам, касающимся жизни войск округа. Наиболее важными
вопросами Совета являлись: изыскание средств и возможностей снабжения армии,
направление деятельности комиссариатского и провиантского департаментов[561].
В состав Совета вошли: помощник командующего войсками, все начальники отделов
военно-окружного управления, начальник штаба, окружной интендант, начальники
управления артиллерии и инженерных войск, военно-медицинский инспектор,
окружной инспектор госпиталей и др.[562]
Окружной
штаб, будучи рабочим органом командующего войсками, сосредоточил в своих руках
управление всеми находящимися в округе войсками. Он состоял из трех отделений:
строевого, инспекторского и хозяйственного[563].
На окружные
интендантские управления возлагалась обязанность обеспечения войск в округе денежным,
продовольственным и провиантским довольствием[564].
Их права были расширены за счет функций, ранее принадлежавших провиантскому и
комиссариатскому департаментам Военного министерства. Они принимали участие в
организации торгов по закупке для армии продовольствия и фуража, заключали
договоры с фабрикантами и заводчиками о поставке вещевого имущества.
Окружные
артиллерийские управления осуществляли руководство строевой, учебной, научной,
технической и хозяйственной сторонами артиллерийской службы. Им подчинялись
полевые и местные артиллерийские войска, штабы крепостной артиллерии с
крепостными ротами, местные и подвижные лаборатории, склады оружия, орудий,
снарядов, пороха, свинца, капсюлей и боевых ракет, местные артиллерийские парки[565].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38
|