на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг Омского Государственного Технического Университета - (лекции)
p>Основные цели и функции маркетинга достаточно хорошо и полно раскрываются в научной литературе по маркетингу. Тем не менее, поскольку в данной работе представляется авторский вариант вер сии этого вопроса, и, кроме того, с ответа на него начинается выполнение курсового проекта по маркетингу, дадим соответствую щие пояснения.

Понятие "цели" является основополагающим как в маркетинге, так и в управлении маркетингом (а также в других науках по уп равлению, например, даже в такой дисциплине, как системный ана лиз). Известно, что 90 % ошибок в управлении проистекает из-за отсутствия реалистических целей или ошибок в формулировке целей фирмы.

Изменение параметров цели приводит к новому видению ситуации и новым требованиям к деятельности системы. Отсюда возникает проблема, связанная со структурой цели (целей) фирмы.

Г е н е р а л ь н а я ц е л ь (или, в других терминах, "выбор миссии") фирмы (предприятия, организации) призвана дать ответ на следующие вопросы:

- Что представляет собой фирма (предприятие, организация) ? - Зачем она существует ?

- Каково ее единственное в своем роде место на данном рынке (какова ее ниша)?

Другими словами, выбрать генеральную цель - значит ответить на основной вопрос: "Чем мы занимаемся и чем должны заниматься, чтобы выжить в рыночных условиях, нормально функционировать и развиваться? "

Цель, или целевая функция как способ деятельности фирмы (ор ганизации) на рынке, на наш взгляд, вполне может выступать кри терием снятия таких центральных понятий маркетинга, как "власть на рынке" и "контроль рынка", поскольку "цель" в данном теорети ческом контексте не только обладает признаками "общепринятости", "ясности", "недвусмысленности", но главное - она может служить в качестве объяснительного (эвристичного) понимания "того, ради чего" (Аристотель) создается, функционирует, развивается и, воз можно, "умирает" или "модифицируется" фирма (организация).

    - 102

Именно поэтому любую фирму (организацию) следует, на наш взгляд, рассматривать прежде всего как целевую общность.

Развернутое понимание процесса целеполагания, как известно, впервые предложил Аристотель, понимая цель, во-первых, как поня тие, выражающее вообще саму сущность человека, - как его движу щую причину; во-вторых, как организационный принцип, - как "то, ради чего"; в-третьих, как "Благо" - то, что во всей природе есть "наилучшее" (та "наука в наибольшей мере главенствуюшая.... которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае; эта цель есть в каждом случае то или иное бла го, а во всей природе вообще - наилучшее.... и благо, и "то, ради чего" есть один из видов причин")  51 0. В то же время у Аристотеля сама по себе "цель понимается двояко: как то, ради чего" и "как то, для кого"  52 0.

Для того, чтобы фирма (организация) выжила и процветала, ей необходимо сознательно выбрать и постоянно пересматривать свою генеральную цель ("свое дело"); некоторые авторы определяют "ге неральную цель" как "общую нить", связывающую воедино все виды деятельности фирмы (организации). "Общая нить" - это взаимосвязь между нынешними и будущими рынками сбыта, позволяющая эффективно регулировать деятельность фирмы.

Стержнем "генеральной цели" - выступают также технология, специфика продукции, потребность в ней.

Для руководителей, работающих в советское время, выработка генеральной цели обычно было делом весьма трудным, т. к. традици онно цель их предприятия определялась сверху и представлялась в форме утвержденного производственного плана.

В настоящее время такой план, как самоцель, уже начинает те рять экономический смысл, и необходимо самим ориентироваться в новой обстановке и вырабатывать соответствующие цели, определяю щие смысл своей деятельности.

Определить генеральную цель, свое дело, свою миссию, общую нить деятельности, - важно уже потому, что это определение лежит в основе множества решений, затрагивающих настоящее и будущее ________________________________

 51 0 А р и с т о т е л ь. Метафизика. Соч. в 4-х томах. Т. 1. М. : Мысль. 1975. С. 68-69.

     52 0 Там же. С. 402.
    - 103

фирмы. Это важно и для установления границ допустимого выбора при тех или иных решений, а также и как идеологический символ, вокруг которого можно сплотить персонал фирмы. В фирмах, в кото рых не обсуждают генеральные цели, практически неизбежно начина ют терять возможность достичь какого бы то ни было согласия сре ди сотрудников относительно основной направленности их работы. Выработка генеральной цели - итеративный (повторяющийся с учетом изменений условий цели) процесс. Предварительное решение о генеральной цели служит ориентиром для первых прикидок страте гий, программ и текущих целей фирмы. В дальнейшем, по мере раз вития событий и получения соответствующих реальных результатов, через соответствующие формы обратных связей, генеральная цель может быть скорректирована. Так, в странах развитого капитализма в условиях острой конкурентоной борьбы, перенасыщенности мировых и национальных рынков современными товарами и услугами, новейши ми технологиями главной целью становится - выживание фирмы. Дело в том, что прогрессивный налог на сверхприбыль, введен ный во многих странах Запада (и Востока), сделал погоню за нею экономически бессмысленной, - поскольку одномоментная высокая сверхприбыль не гарантирует выживания. Здесь необходимо опереть ся на концепции стратегических зон хозяйствования (СЗХ), страте гических хозяйствующих центров (СХЦ) и стратегических хозяйству ющих подразделений (СХП), а также концепции жизненного цикла технологий (ЖЦТл), жизненного цикла продукта (ЖЦП и жизненного цикла спроса (ЖЦС), рассматриваемые более подробно ниже.

    Итак, что же гарантирует выживание (благополучие) фирмы?

Во-первых, благополучие фирмы может быть обеспечено лишь в случае стратегически верно рассчитанных именно "своих" зон хо зяйствования.

Во-вторых, благополучие фирмы может быть обеспечено лишь в том случае, когда различные жизненные циклы продукции и спроса данной фирмы - перекрывают друг друга во времени: то есть до мо мента насыщения рынка одним товаром (услугой) должен быть введен на рынок новый товар (услуга).

В-третьих, разрывы между циклами по времени, когда один товар закончил свою "жизнь" на рынке, а следующий ее еще не начал, означает чаще всего потерю предпринимателем своих позиций, паде ние экономических показателей фирмы, а нередко и банкротство.

    - 104

Таким образом, маркетинговые понятия и концепции СЗХ, СХЦ и СХП, а также ЖЦТ, ЖЦТл и ЖЦС, на первый взгляд имеющие чисто практическое значение для расчетов объемов рыночных сегментов, оценки факторов внешней среды, объемов производства, оценки зат рат, определения времени выхода на рынок с новым товаром и т. д. , - в действительности связаны с выработкой генеральных целей фир мы и их воплощением. Высокие темпы обновления товаров и услуг (некоторые товары живут на современных рынках 1-2 года) возможны лишь при четкой, слаженной работе всех участников дела и их вы соком профессионализме.

Острая конкуренция и другие объективные причины вынуждают предпринимателя постоянно заботиться об освоении новых изделий и продуктов, введения новых технологий в качестве главного условия выживания фирмы и, соответственно, наиважнейшей экономической цели.

Исходя из конкретной специализации, состояния и потенциала фирмы (организации, предприятия), а также факторов внешней окру жающей среды, формулируются генеральная и главные цели фирмы (организации, предприятия) (см. табл. 2. 2. 1).

    Таблица 2. 2. 1
    Цели маркетингового предприятия

-------------------------------------------------------------- Прямые ¦ Обеспечивающие

----------------------------------¦--------------------------- 1. Возвращения прибыли ¦1. Выживание

    2. Оплата труда ¦2. Новые продукции и тех
    3. Выполнение социальных ¦ нологии
    обязательств ¦3. Профессионализм и компе

4. Удовлетворение потребителей ¦ тенция, обеспечивающие 5. Превосходство над конкурентом ¦ ситуационное управление 6. Завоевание рынка ¦4. Условия труда персонала --------------------------------------------------------------- Источник: А н с о ф ф И. Стратегическое управление. - М. : Экономика. 1989. С. 15.

Определение целей маркетингового предприятия как "прямые" и "обеспечивающие" достаточно условно. Так, Дж. Р. Эванс и Б. Берман

    - 105

определяют "цели маркетинга" как: (1) выделяющийся образ (имидж) фирмы, (2) лояльность к торговой марке (цели сбыта), (3) при быль, (4) отличительные преимущества (новизна продукта или его параметров, качество, доступность, относительно низкая цена, ка чественное обслуживание и др. ). [Cм. : Э в а н с Д ж. , Б е р м а н Б. Маркетинг: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. А. А. Горячев - М. : Экономика. 1993 - С. 31-32].

В таблице 1. 4. 2. представлены цели долгосрочного планирования по приоритетам в развитых капиталистических странах по Т. К о н о.

    Таблица 2. 2. 2.
    Цели долгосрочного планирования по приоритетам
    в развитых капиталистических странах

---------------------------------------------------------------- Япония США Великобритания

---------------------------------------------------------------- БАЗОВЫЕ ЦЕЛИ ФИРМЫ: ПРИОРИТЕТЫ:

1. Объем продаж 1 4 5 2. Темп роста объема продаж 3 3 1 3. Прибыль и ее производные:

3. 1. Размер прибыли 2 6 4 3. 2. Норма прибыли на весь капитал 9 8 2 3. 3. Отношен. прибыли к акционерн. капиталу 17 6 17 3. 4. Отношение прибыли к объему продаж 4 10 10 3. 5. Средн. квадратичное отклонение прибыли 19 21 23 3. 6. Доход на одну акцию 18 8 11 4. Доля на рынке 10 9 6 5. Структура капитала 14 1 9 6. Дивиденды 8 13 16 7. Цена акций 22 15 23 8. Компенсации работникам 11 16 22 9. Уровень качества продукции 20 17 14 10. Базовая политика роста 6 2 7 11. Базовая политика устойчивости 13 14 20 12. Базовая политика извлечения прибыли 5 5 8 13. Базовая политика в отношении социаль

    ной ответственности 17 19 18
    - 106
    Продолжение таблицы 2. 2. 2.
    Цели долгосрочного планирования по приоритетам
    в развитых капиталистических странах

---------------------------------------------------------------- Япония США Великобритания

---------------------------------------------------------------- ОПЕРАТИВНЫЕ ЦЕЛИ ФИРМЫ: ПРИОРИТЕТЫ:

1. Задание по добавленной стоимости 15 22 19 2. Инвестиции на одного работающего 21 20 21 3. Задание по производительности

труда 7 19 12 4. Коэффициент оборачиваемости капитала 16 13 16 5. Политика в области снижения издержек 12 11 3 6. Другое 23 23 13 ----------------------------------------------------------------- Источник: К о н о Т. Стратегия и структура японских предпри ятий: Пер. с англ. М. : Прогресс. 1987. С. 87.

В таблице 2. 2. 3 в качестве примера представлены приоритетные цели японских фирм (организаций).

    Таблица 2. 2. 3.
    Цели японских фирм (организаций)
    по приоритетам каждого блока

------------------------------------------------------------- Приоритет, характеристика цели %

------------------------------------------------------------- БАЗОВАЯ ЦЕЛЬ

    1. Служение нации, народу. Совместное процветание 55%
    2. Хороший продукт по разумной цене. Качество в 49%
    первую очередь
    3. Неуклонный прогресс, завоевание доверия 15%
    4. Благосостояние работников, уважение к персоналу 13%
    5. Справедливая прибыль 3%
    ОБЩАЯ ПОЛИТИКА
    1. Прогрессивность, активность, созидательность 45%
    2. Прогресс технологии фирмы 39%
    3. Научный, аналитический подход 17%
    4. Высокая эффективность (производительность) 12%
    - 107
    Продолжение таблицы 2. 2. 3.
    Цели японских фирм (организаций)
    по приоритетам каждого блока

------------------------------------------------------------- Приоритет, характеристика цели %

------------------------------------------------------------- КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ

    1. Сотрудничество 55%
    2. Преданность 31%
    3. Ответственность, исполнение долга 21%
    4. Приязнь и учтивость 21%
    5. Бережливость, аккуратность, терпеливость 19%
    6. Моральная устойчивость 18%
    7. Усердие 15%
    8. Бодрость 10%
    9. Благодарность 8%
    10. Прилежание 6%
    11. Чувство гордости за свою работу 5%

--------------------------------------------------------------- Источник: К о н о Т. Стратегия и структура японских предпри ятий.... С. 85.

Под "функцией" маркетинга будем понимать "способ достижения целей" маркетинга. Фактически функция маркетинга - это организа ция маркетинга, то есть "воплощение в жизнь" запланированных ме роприятий маркетинга (Ф. Котлер) на данной фирме (предприятии). Под понятием "организация функций" маркетинга на фирме будем понимать установленный порядок (технологию) "воплощения в жизнь" планов маркетинга, оформленных через структурное (вертикальное и горизонтальное) построение. Это необходимо для формального и не формального управления по достижению основных целей "делания рынка", устанавливающее реальную подчиненность, обязанности, права и ответственность персонала, отвечающего за маркетинговую деятельность. Поскольку любая организация фирмы есть целевая общность, то коллективное целедостижение требует и соответствую щего иерархического построения и определенного уровнего управле ния.

    Иерархическое построение организации - это вертикальное рас
    - 108

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.