на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг Омского Государственного Технического Университета - (лекции)
p>рыстный труд на благо общества и на благо государства (то есть, как позже получилось - на благо высшей элиты: партий но-хозяйственно номенклатуры) были обещаны кисельные реки и молочные берега. В итоге же получили, как известно, - кровавые реки и по их берегам - горы трупов.... Отметим, что на буржуаз ном "Западе" говорилось не о потребностях "бедных людей", ко торые, может быть, удовлетворит "государство", но - о конкрет

    - 146

ной нужде конкретного человека, которую удовлетворит частная собственность. Эта частная собственность - ориентированна на производство конкретного товара, который хочет получить, нап ример, конкретный негр Боб Билл с 27-й Авеню-Стрит города Нью Джерси. (представляющий, разумеется, сегмент определенной со циальной страты). Для чего, в частности, и проводятся конкрет ные маркетинговые исследования.

Далее, рассматрим следующее понятие маркетинга - это: з а п р о с ы. Что это такое? Это - "большие запросы" ?

Раньше у нас была такая уничижительная характеристика челове ка: "У вас слишком большие запросы". И что, она до сих пор оста лась ? Как же понимается "запрос" в маркетинге ?

Определение: з а п р о с - это потребность, подкрепленная покупательной способностью, выраженной в том или ином ресурсе. Каковы же признаки или параметры запроса ? На наш взгляд, параметрами запроса можно обозначить следующие 4 элемента:

    - потребность;
    - возможность выбора товара;
    - наличие ресурсов;
    - приемлемая цена.

Есть и другие подходы к понятию запроса. Например, "запрос" может пониматься как "блага, которые желательны для потребите ля исходя из его опыта, культурных традиций и личных особен ностей" [См. : Р е ч м е н Д. Дж. и др. Современный бизнес: Учебник.... Т. 2. С. 15]. Тогда выбор потребителем нужного ему продукта на рынке может определяться, например, следующей фор мулой [См. : там же. С. 27]:

    Выбор = запрос + возможность купить + отношение к торговой
    марке
    Если принять предложенную нами выше методологическую марке

тинговую предпосылку, то тогда выходит, что в маркетинге несколько иной смысл термина "запрос", чем мы привыкли об этом думать, например, в "советское застойное время".

Итак, в чем же основный смысл термина "запрос"? На наш взгляд, в том, что человек - выбирает такой товар (или услугу), совокупность свойств которого (которой) обеспечивает ему макси

    - 147

мальное удовлетворение его потребностей за приемлемую для него цену, с учетом рамок его финансовых возможностей (ресурсов). Переходим к следующему понятию: т о в а р. Что это такое ?

    "Продукт" ? "Марксистская формула: Т-Д-Т" ?

Дадим общее определение товара - исходя из вышеупомянутых определений: т о в а р - это все, что может удовлетворить зап рос, потребность и нужду, и что предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребле ния. Как, правило, предлагается все это - в прочной и в доста точно красивой упаковке, что также является "товаром".

Примеры можно привести ? Такое у нас есть выражение: товар "как конфетка". Что оно означает ? "Хороший товар" ? "Очень хо роший товар" ? Очень хороший товар в очень хорошей упаковке" ? При осмыслении многих западных маркетинговых определений сле дует, на наш взгляд, исходить из того, что в России к использо ванию их терминов следует подходить достаточно аккуратно. В частности, западное понимание "товара" нам иногда кажется нес колько неестественным. Например: молодые специалисты - это "то вар" данного учебного заведения, или нет ?

Если "товар" - тогда они автоматически попадают в ситуацию того, что им должна быть обеспечена та или иная у п а к о в к а. И с этим ничего не поделаешь: западный стандарт. Вы, как студенты-старшекурсники, можете сказать - какая у вас будет упаковка после окончания ОмГТУ ? Диплом ? Знания ?

Знания - будут ли они "упаковкой" товара "молодой спецалист"? А диплом ? Эти примеры следует, очевидно, вынести для обсуждения на семинарские занятия по маркетингу.

Еще есть выражение: "Идеальный товар". Что это может быть с точки зрения маркетинга? "Идеальный товар": с точки зрения мар кетинга, такой, который удовлетворяет запрос, потребность и нуж ду - полностью. Чем полнее соответствует товар желаниям потреби теля (заказчика, клиента) - тем большего успеха добивается его производитель.

    Отсюда вытекает г л а в н а я и д е я м а р к е

т и н г а: производитель товара, услуги - должен отыскивать потребителей (заказчиков, клиентов), выяснять их потребности, нужды и запросы; а затем и создавать товар, услугу, - как мож но полнее удовлетворяя эти потребности, нужды и запросы.

    - 148
    Рис. 3. 2.
    Структура маркетинга: "маркетинговая смесь"-"РРРР"
    ("четыре пи" - "product, price, place, promotion")

_______________________________________________________________ Область КОМПОНЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    решения

_______________________________________________________________ Совокупность материальных и немате

Product Товар риальных свойств товара, услуги или идеи, которые предлагаются для обмена

    Товарный Слова, буквы или цифры, которые можно
    знак произнести
    Деятельность, которая охватывает про
    Упаковка ектирование и производство контейнера
    или обертки для товара
    Преимущества или удобства, которые
    Услуги предполагаются на продажу или пред
    ставляются в связи с продажей товаров
    Ответственность производителя за то,
    Гарантия чтобы товар отвечал своему предназна
    чению
    Послепро- Послепродажное обслуживание, которое
    дажное об- удовлетворяет потребителя
    служивание

_______________________________________________________________ Ценообразование Деятельность, связанная с установлени

    Price ем цены на продукт
    Скидка Снижение запрашиваемой цены на продукт

_______________________________________________________________ Каналы распреде- Путь, который проходит продукт от про

    ления изводителя к конечному потребителю

Place Процесс распре- Реальное движение продуктов от места деления производства к месту потребления

_______________________________________________________________ Реклама Неличное общение, которое оплачено

Promo- определенным торговым предприятием для tion продвижения продукта (товара, услуги) _______________________________________________________________

    - 149
    Окончание рис. 3. 2.
    Структура маркетинга: маркетинговая смесь "РРРР"
    ("четыре пи" - "product, price, place, promotion")

_______________________________________________________________ Область КОМПОНЕНТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    решения

_______________________________________________________________ Личная продажа Личное общение между продавцом и поку

    пателем

Promo- Формирование бла- Любой вид общения, направленный прежде tion гоприятного обще- всего на создание престижа и хорошей ственного мнения репутации отдельного лица или органи

    зации
    Стимулирование Любые виды деятельности, кроме рекламы,
    сбыта личной продажи и формирования благо
    приятного общественного мнения, кото
    рые стимулируют покупки потребителя и
    эффективность дилера

_______________________________________________________________

    У с л у г а. Что это такое ? Примеры можно привести ?
    И такой вопрос: чем отличается услуга - от товара ? Напри

мер, Филип Котлер: в разных местах своей книги он почему-то товар отождествляет с услугой. Почему ? И правильно ли это ? Чтобы разобраться с этим вопросом, рассмотрим пример струк

туры маркетинга, представленный на рис. 3. 2, взятый из вышеу помянутой книги Д. Дж. Речмена и других авторов "Современный бизнес". Под "структурой маркетинга" в данном случае понима ется то или иное сочетание элементов маркетинга, отвечающее особенностям данного рынка - product, price, place, promotion; при этом правильное решение о продукте (product), цене (price), месте сбыта (place), и продвижении (promotion) составляет такое сочетание переменных маркетинга (например, собственно товара, товарного знака, упаковки, гарантии, цены, скидки и т. п. ), которые максимально соответствует нуждам пот ребителей [См. : Р е ч м е н Д. Дж. и др. Современный бизнес: Учебник.... Т. 2. С. 20-21].

В русском переводе этой книги так же, как и в книге Ф. Котле

    - 150

ра, под "продуктом" (product) подразумевается именно "товар", что с рассмотренной выше точки зрения (рис. 3. 2) выглядит уже весьма спорным, поскольку продукт в данном случае представляется как более широкое понятие, чем товар. В частности, может быть, именно поэтому переводчиком книги Д. Дж. Речмена и приходится, операционализируя понятие "product" (переведенный ими как "то вар"), вводить новый термин "собственно товар" (в область реше ния - "продукт", или, в их терминологии, - "товар").

Вернемся к вопросу: можно ли понятие "товар" - отождествлять с понятием "услуга" ? И, в частности, к тому положению, согласно которому подразумевается, что Ф. Котлер считает, что "товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, то есть удовлет ворить нужду". И товаром, поэтому, могут быть любые "виды дея тельности, личности, места, организации, идеи".

У меня несколько другое понимание услуги, основанное на кри терии того, что услуга и товар имеют не только нечто общее (выс тупают в качестве "продукта"), но также и существенные различия. Так, товар - это, например, всегда нечто материальное, в то вре мя как услуга - это может быть и "нематериальным" свойством (процессом). Потому я предлагаю для обсуждения несколько другое определение, чем имеется у Филипа Котлера:

    Услуга - это любое актуальное действие по поводу нужды,
    ------ потребности, запроса, результатом которого яв
    ляется какой-либо полезный эффект для заказчика
    (потребителя этой услуги).

Например: человек - оказал своим действием вам какую-то услу гу. Что бы это значило ? И почему ?

Другой пример: в марте 1995 года Шаймиев оказал услугу та тарскому народу - установил минимальную заработную плату в 110000 рублей. Это что - услуга или нет ? (В России на тот мо мент времени какая была минимальная заработная плата? По Указу Президента России - 34100 рублей).

Другой пример: заказное убийство - это что: товар или услуга? (Возможный вариант ответа: само убийство - услуга, а результат ее (труп) - товар ? )

Итак, что в маркетинге "первичнее" ? Что "первично" (раньше): услуга или товар ? На мой взгляд - в данном контексте именно "услуга", или "готовность оказать услугу", что, в частности, и

    - 151

лежит в основе "маркетингового менталитета". Надо понимать, что в основе оказывания услуг - исключительно личностные (а не столько "деловые") отношения.

    Итак, можно дать следующее определение:
    Услуга - это актуальное действие по поводу нужды, потреб
    ности, запроса с получаемым требуемого полезного
    эффекта для ее заказчика.
    Например: если вы послали его - он и пошел. Что-либо де

лать. Или не делать. Он уже этим как бы оказывает вам услугу. То есть - оказывает вам формальное уважение. Даже если вы ему а б с о л ю т н о н е с и м п а т и ч н ы.

    Другой пример:

Когда происходит "сделка" - в ее основе практически всегда исключительно деловые отношения по обмену услугами. Но: без личностных отношений и без знания того, с кем вы заключаете сделку, "обмена услугами" может и не возникнуть. (Ниже мы об этом поговорим более подробно).

    Приведем следующие вопросы для семинара по несколько спор
    ной проблеме "услуг":

1. Приведите примеры всего, что вы можете рассказать про те или иные услуги.

2. Проанализируйте: что означает выражение: "Взаимный обмен услугами" ?

3. Можно ли все-таки сказать, что молодые специалисты - это "товар" данного учебного заведения (который должен быть предс тавлен в соответствующей упаковке) ?

4. Можно ли термин "товар" заменить выражениями: "оказать услуги", "предложить что-либо", "возместить что-либо" (напри мер, потери, компенсации) ?

5. Все эти вышеуказанные выражения (примеры 1-4) - имеют ли определенное ценностное значение для разных лиц? И: работает ли здесь принцип: "товар - деньги - товар" (как, например, у К. Маркса) ?

    6. Последний вопрос: каковы функции услуги ?

Далее, переходим к рассмотрению содержания следующего "основного понятия маркетинга" - понятия о б м е н а.

    Что такое - о б м е н? Кто-нибудь может дать определение?
    - 152

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.