на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг Омского Государственного Технического Университета - (лекции)
p>каждого детерминанта - свои информационные характеристики, он основан на имеющихся в стране ресурсах и навыках людей (в том числе способности правильно организовать дело), влияет на зада чи, которые ставят перед собой фирмы в конкуренции (в широком смысле), и побуждет фирмы на те или иные действия. Фирмы получа ют конкурентное преимущество, если благодаря совпадению интере сов владельцев, менеджеров и персонала возможны очень целеуст ремленная работа и постоянные инвестиции. В конечном счете стра ны добиваются успеха в тех или иных отраслях благодаря тому, что среда в этих странах развивается наиболее динамично и, постоянно ставя перед фирмами задачи одна сложнее другой, заставляет их со временем лучше использовать имеющиеся преимущества и искать но вые.

"Национальный ромб" - эти термином обозначены детерминанты конкурентного преимущества как системы:

    ----------------------¬
    ¦ СТРАТЕГИЯ ФИРМ, ¦
    ¦ ИХ СТРУКТУРА ¦
    ¦ И СОПЕРНИЧЕСТВО ¦
    L---------T-----------
    ¦
    ¦

----------------------¬ ¦ ----------------------¬ ¦ ПАРАМЕТРЫ ¦ ¦ ¦ ПАРАМЕТРЫ ¦ ¦ ФАКТОРОВ +----------+------------+ СПРОСА ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------------- ¦ L--------------------- ¦

    ¦
    ----------+-----------¬
    ¦ РОДСТВЕННЫЕ И ¦
    ¦ ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ¦
    ¦ ОТРАСЛИ ¦
    L---------------------

Рис. 1. Детерминанты конкурентного преимущества страны по М. Портеру  1("ромб" М. Портера) 0

    - 54
    Термином "национальный ромб" обозначены детерминанты конку
    рентного преимущества как системы.
    "Национальный ромб" - это система, компоненты которой вза

имно усиливаются. Каждый детерминант влияет на все остальные. Так, большой спрос на продукцию фирмы сам по себе не даст ей конкурентного преимущества, если острота конкуренции недостаточ на, чтобы фирма приняла этот спрос к сведению. Кроме того, преи мущества в одном детерминанте могут создать или усилить преиму щества в других. Действие детерминантов и их взаимодействие вы зывает мощные "внешние экономики" (external economies) в преде лах страны, часто - в пределах одного города или региона.

    1. 2. 9.  1Важные моменты концепции Портера детерминант
     1конкурентного преимущества стран 0

Конкурентное преимущество на основе только одного-двух де терминантов возможно только в отраслях с сильной зависимостью от природных ресурсов или в отраслях, где мало применяются сложные технологии и навыки. Удержать такое преимущество, как правило, не удается, так как оно быстро перетекает из страны в страну, а глобальные фирмы легко могут нейтрализовать его, действуя "в об ход" с помощью глобальной стратегии. Чтобы получить и удержать конкурентное преимущество в наукоемких отраслях, составляющих основу любой развитой экономики, нужно иметь преимущество во всех частях "ромба". Преимущество по каждому детерминанту не яв ляется предпосылкой для конкурентного преимущества в отрасли. Взаимодействие преимуществ по всем детерминантам обеспечивает самоусиливающиеся выигрышные моменты, которые иностранным конку рентам очень трудно уничтожить или скопировать.

Для того чтобы теория была завершенной, нужно рассмотреть еще две переменные, существенным образом влияющие на обстановку в стране, - неожиданные (случайные) события и действия прави тельства.

    Неожиданные (случайные) события - это те, которые руководс

тво фирмы (а чаще всего и правительство страны) не может контро лировать: изобретения, "прорывы" в основных технологиях, войны, другие политические события за рубежом, а также резкие изменения

    - 55

потребностей и спроса на зарубежных рынках. Эти события вызывают момент неопределенности, который может "разморозить" или изме нить структуру отрасли и тем самым дать возможность фирмам одной страны обойти фирмы другой. Во многих отраслях такие "случайнос ти" немало способствовали смене позиций в конкурентной гонке. Последний элемент, необходимый для полноты картины, - дейс

твия правительства. Государственные учреждения любого уровня мо гут и усилить, и ослабить конкурентное преимущество страны. Осо бенно четко это видно при анализе влияния политики правительства на каждый из детерминантов. Так, антимонопольная политика сказы вается на конкуренции на внутреннем рынке, законодательные акты могут повлечь изменения спроса на внутреннем рынке, ассигнования на образование могут изменить положение некоторых факторов про изводства, а государственные закупки - стимулировать родственные и поддерживающие отрасли. В целом государственная политика, про водимая без учета ее влияния на систему детерминантов, с равным успехом может подорвать конкурентное преимущество страны или усилить его.

 11. Параметры факторов производства ("факторные условия", то  1есть те конкретные факторы (скажем, квалифицированная рабочая  1сила определенного профиля или инфраструктура), которые нужны  1для успешной конкуренции в данной отрасли.

В каждой стране есть то, что экономисты называют факторами производства. Это не что иное, как компоненты, необходимые для деятельности фирм в любой отрасли, например рабочая сила, сель скохозяйственные угодья, природные ресурсы, капитал и инфраст руктура.

Стандартная, традиционная теория мировой торговли опирается на факторы производства. Согласно этой теории, разные страны на делены различным количеством факторов. Страна экспортирует това ры, при производстве которых интенсивно используются факторы производства, имеющиеся в стране в сравнительно большом коли честве.

Важно различать абсолютное и сравнительное конкурентные пре имущества. Абсолютное конкурентное преимущество - результат на личия необходимых факторов в достаточном количестве, чтобы стра на стала производителем какого-либо продукта с самой низкой в мире стоимостью. Сравнительное конкурентное преимущество не так

    - 56

велико - страна экспортирует те продукты, при производстве кото рых интенсивно используются факторы, имеющиеся в стране в боль шом количестве. Тем не менее оно позволяет выгодно торговать, потому что показывает возможности направить имеющиеся ресурсы на другие цели; страна может даже импортировать товар, по которому у нее абсолютное конкурентное преимущество, если можно применить имеющиеся факторы с большей отдачей в других отраслях. /848/). Например, США издавна являются крупным экспортером сельскохо зяйственной продукции, отчасти благодаря огромному количеству пахотных земель.

 1Наделенность факторами 0. Чтобы выяснить роль факторов произ водства в создании конкурентного преимущества, надо уточнить, какую роль они играют в конкуренции отрасли. Часто факторы про изводства описываются очень общими понятиями - "земля", "рабочая сила", "капитал", по которым трудно судить об их влиянии на от раслис разной стратегией. Более детальные исследования де лят рабочую силу на несколько классов по квалификации и привно сят еще несколько категорий, например инфраструктуру. Одна из самых подробных теорий мировой торговли включает в себя капитал, три типа рабочей силы, четыре типа земли, уголь, нефть и прочие минеральные ресурсы (см. Е. Лимер  51 0). Но даже такого детального детального разбора недостаточно, чтобы выявить различия между странами, ведущие к конкурентному преимуществу.

 1Факторы производства 0 можно разбить на несколько больших групп.

 1Людские ресурсы 0, то есть количество, квалификация и стои мость рабочей силы, включая менеджмент. Учитываются также норма льное рабочее время и трудовая этика....

 1Физические ресурсы 0, то есть количество, качество, доступ ность и стоимость земельных участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных уго дий и других природных природных условий. Климатические условия страны могут рассматриваться как часть физических ресурсов, рав но как и ее размер и географическое положение. Расположение от носительно других стран, являющихся поставщиками или рынками _______________________________

 51  0L e a m e r E. Sources of International Comparative Advan tage: Theory and Evidence. - Cambridge, Mass. : MIT Press. 1984.

    - 57

сбыта, влияет на транспортные издержки и облегчает культурный и деловой обмен.

 1Ресурс знаний 0, то есть сумма научной, технической и рыноч ной информации, влияющей на товары и услуги. Запас знаний сосре доточен в университетах, государственных НИИ, частных исследова тельских учреждениях, государственной статистической службе, де ловой и научной литературе, банках данных об исследованиях рын ка, торговых ассоциациях и других источниках.

 1Денежные ресурсы 0. Это - количество и стоимость капитала, который может быть пущен на финансирование промышленности. Капи тал неоднороден, он имеет такие формы, как необеспеченная задол женность, обеспеченный долг, спекулятивные ценные бумаги с высо кой степенью риска и высоким доходом, акции, венчурный капитал и т. д. У каждой формы- свои условия функционирования. На общие размеры капитала в стране и на формы его размещения влияют уро вень сбережений и структура национального рынка капитала. И то, и другое в разных странах существенно различается....

 1Инфраструктура 0, то есть тип, качество имеющейся инфраструк туры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкурен ции. Сюда входит транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей или средств из банка в банк в пределах страны или за рубеж, система здравоохранения и т. д. К инфраструктуре относятся также жилой фонд и учреждения культуры, определяющие уровень жизни и соответственно привлекательность страны как места проживания и работы.

    Набор применяемых факторов (его называют факторными пропор

циями) в разных отраслях существенно различается. Фирмы достига ют конкурентного преимущества, если имеют в распоряжении дешевые и уникально высококачественные факторы тех типов, которые важны при конкуренции в конкретной отрасли.

Получение конкурентного преимущества на основе факторов про изводства зависит от того, насколько эффективно они используют ся. Это, в свою очередь, зависит от того, как фирмы страны моби лизуют указанные факторы, и от применяемой технологии (включая управленческие процедуры. Стандартная теория мировой торговли, где технология считается неизменной (и одинаковой во всех стра нах), а товары - недифференцированными, обходит эти вопросы мол чанием. Выбор технологии действительно может коренным образом

    - 58

изменить ценность тех или иных факторов. Подвижность квалифици рованных кадров и технической информации известна уже давно.  1Иерархия факторов производства.  0 Чтобы понять длительную роль факторов в создании конкурентного преимущества, становится все более необходимым различать типы факторов. При этом выделяются два важных принципа различения факторов. Первый - деление факто ров на основные и развитые.

Основные факторы - это такие, как природные ресурсы, клима тические условия, географическое положение страны, неквалифици рованная и полуквалифицированная рабочая сила и дебетный капи тал.

К развитым факторам относятся современная инфраструктура об мена информации на цифровой основе, высокообразованные кадры (инженеры с высшим образованием, специалисты по компьютерам и т. п. ) и исследовательские отделы университетов, занимающиеся сложными дисциплинами.

Различие между основными и развитыми факторами относительно, но деление факторов на основные и развитые имеет целью попытать ся ухватить реально существующие различия. Основные факторы дос таются стране даром, или же создание их требует лишь сравнитель но небольших частных и государственных вложений. Такие факторы либо не имеют большого значения для конкурентного преимущества страны, либо создаваемое ими преимущество нестойко.

Значение основных факторов производства снижается или из-за сокращения потребности них, или из-за возросшей доступности, или же потому, что глобальные фирмы свободно получают к ним доступ за счет перевода деятельности за рубеж или поиска сырья на меж дународном рынке. По этим же причинам прибыль от основных факто ров производства низка, независимо от их размещения. Так, неква лифицированный рабочий все более уязвим для сокращения зарплаты, будь он даже американец или немец. Основные факторы производства еще могут служить каким-то объяснением торговли внутри фирмы, отражая, отражая размещение некоторых видов деятельности в опре деленных странах с целью выгадать на более дешевых факторах, но выбора страны базирования для большинства отраслей они никак не объясняют. Некоторые экономисты, ссылаясь на уменьшение роли ос новных факторов, которые МНК может раздобыть в какой угодно стране, утверждают, что страна базирования вообще не играет роли

    - 59

в международной конкуренции. Например, Рейч в 1989 г. утверждал, что экономика США "приказала долго жить" 5 1 0. Но, утверждая это, мы рискуем "вместе с водой выплеснуть и ребенка". Основные фак торы, такие как низкоквалифицированная рабочая сила, не являются источниками конкурентного преимущества и не дают высоких прибы лей, но растущая роль обновления, навыков и факт, что конкурен ция на глазах становится все более наукоемкой, позволяют с пол ной ответственностью утверждать, что роль базирования не только не исчезла, но и выросла в международной конкуренции.

Следовательно, для конкурентного преимущества наибольшее значение имеют развитые факторы производства. Именно они нужны, чтобы получить конкурентные преимущества более высокого порядка, такие как дифференциация продукции или патентованная технология. Они не так распространены, как основные факторы производства, потому что для их развития требуются значительные и зачастую продолжительные вложения и человеческих усилий, и капитала. Средства, необходимые для создания действительно развитых факторов производства (например, образовательные программы), са ми требуют высококвалифицированных кадров и/или высокой техноло гии. Кроме того, развитые факторы производства трудно приобрести на мировом рынке или изыскать через зарубежные филиалы. Они яв ляются непременным условием при разработке товаров и услуг, предлагаемых фирмой, и ее способности к инновациям. А обновление лучше всего производить в стране базирования фирмы, оно поневоле тесно связано со стратегией фирмы вообще. Важность развитых фак торов производства видна на примере многих отраслей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.