p align="left"> Железнодорожный транспорт играет исключительно важную роль в обеспечении связи между отдельными регионами страны и между различными странами; обеспечивает нормальное и беспе-ребойное развитие экономики любого государства, а также явля-ется одним из основных видов транспорта, которым пользуются туристы в своих путешествиях. В сфере транспортного обслуживания железнодорожные пере-возки имеют ряд особенностей, которые позволяют им в ряде случа-ев выглядеть более привлекательными по сравнению с другими вида-ми перевозок. К таким особенностям относятся: -большая провозная способность железнодорожного транспорта; способность преодолевать большие расстояния; достаточно высокая скорость доставки из пункта отправле-ния в пункт назначения; регулярность перевозок независимо от метеоусловий, сезона года и времени суток. Большим достоинством этих перевозок является возможность широкого обзора местности, что повышает их познавательный характер, а также комфортные условия, которые предоставляют-ся туристам при длительных путешествиях. Особенно велика роль железнодорожного транспорта в Рос-сии, где он пользуется большой популярностью при реализации внутреннего туризма и международного туризма в страны, непо-средственно граничащие с Российской Федерацией. В настоящее время в России на долю железнодорожного транспорта приходит-ся 83 % грузовых и 46 % пассажирских перевозок. 3.1. Правовые основы перевозок пассажиров железнодорожным транспортом Наиболее полным документом в области международного же-лезнодорожного сотрудничества является Единая Конвенция о международных перевозках (в редакции 1980 г.), объединившая Бернские конвенции, принятые еще в конце XIX в. рядом европейских государств и периодически пересматривающиеся. В ней отражены основные общие правила перевозки грузов и пассажи-ров на железных дорогах в международном сообщении. Железнодорожные перевозки, осуществляемые между различ-ными государствами, регулируются также рядом многосторонних и двусторонних соглашений, заключенных на правительственном уровне уполномоченными государственными органами. В рамках многостороннего «Договора о международных перевозках пасса-жиров и багажа» сотрудничают железные дороги Великобрита-нии, Германии, Италии, Австрии, Швеции, Швейцарии, Испа-нии, Финляндии и Турции. Железные дороги Российской Феде-рации являются участниками многостороннего «Соглашения о международном грузовом сообщении» (СМГС) и многосторон-него «Соглашения о международном пассажирском сообщении» (СМПС). Эти соглашения были подписаны странами СНГ (за ис-ключением Армении), Прибалтийскими государствами, Албани-ей, Болгарией, Польшей, Вьетнамом, Ираном, КНР, КНДР, Монголией. Двусторонние договоры в области железнодорожных перевозок Российская Федерация имеет с Австрией, Турцией, Финляндией, Югославией. Существует ряд международных объединений, занимающихся реализацией основных положений многосторонних соглашений, а также вопросами практической деятельности железных дорог и совершенствования пассажирских и грузовых перевозок. К наибо-лее известным таким объединениям относится Организация Сотруд-ничества Железных Дорог (ОСЖД), основанная в 1956 г. В насто-ящее время в нее входят Албания, Белоруссия, Болгария, Венг-рия, Вьетнам, Китай, КНДР, Куба, Латвия, Литва, Молдавия, Монголия, Польша, Россия, Румыния, Украина, Чехия, Эсто-ния. Комитет ОСЖД осуществляет тесное сотрудничество с Евро-пейской экономической комиссией ООН, Международным со-юзом железных дорог и другими международными организация-ми в области транспорта. Другой важной организацией в этой сфере является Междуна-родная Ассоциация Железнодорожных Конгрессов (МАЖК), со-зданная в 1885 г. Ее основная цель -- проведение конгрессов для обмена опытом по актуальным проблемам железнодорожного транспорта, публикация и распространение технической инфор-мации. МАЖК изучает и обобщает опыт по наиболее важным на-учно-техническим и производственным вопросам, вырабатывает рекомендации по дальнейшему развитию техники и технологии железнодорожного транспорта. Авторитетной организацией является и Международный Союз Железных Дорог (МСЖД), основанный в 1922г. В настоящее вре-мя в него входят представительства железных дорог более 20 стран Западной Европы, Азии и Африки. В 1975 г. была создана Международная Конференция по Пассажирским Тарифам. Это неправительственная организация по работке и согласованию тарифов на перевозки пассажиров и баржа между европейскими странами. К основным целям относятся проведение единой тарифной политики, способствующей развитию международных пассажирских перевозок; поиск согласованных решений по международным и внутренним тарифам для иностранных граждан; координация деятельности по формирова-нию тарифов в различных международных сообщениях. Помимо этого, существует целый ряд региональных объедине-ний, занимающихся вопросами технического и технологического обслуживания пассажирских и грузовых железнодорожных пере-возок: Европейская Конференция Министров Транспорта (ЕКМТ), Латиноамериканская железнодорожная ассоциация (АЛАФ), Союз Африканских Железных Дорог (САЖД), Ассоциация высокоско-ростного движения на железнодорожном транспорте, включаю-щая 12 стран мира, и др. Основными документами, регулирующими железнодорожные пе-ревозки во внутреннем сообщении, являются Закон РФ «О феде-ральном железнодорожном транспорте» (от 25.08.1995 г.), «Ус-тав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (от 10.01.2003 г.), Федеральный Закон «О естественных монополиях» (от 17.08.1995 г.), «Правила оказания услуг по перевозке пасса-жиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных (быто-вых) нужд на федеральном железнодорожном транспорте» (от 11.03.1999 г.) и др. Закон «О федеральном железнодорожном транспорте» опреде-ляет железнодорожный транспорт как основу транспортной сис-темы Российской Федерации, которая должна обеспечивать по-требности населения в перевозках и услугах, а также жизнедея-тельность всех отраслей экономики. Кроме того, законом подчер-кивается значение железнодорожного транспорта в обеспечении национальной безопасности страны и в развитии социальной сфе-ры государства, определяются его роль и место в осуществлении международных перевозок. Последний устав железнодорожного транспорта был принят Государственной Думой РФ в январе 2003 г. Это девятый по счету устав в железнодорожной отрасли страны -- первый был принят в России в 1885 г., затем на территории Российской Федерации принимался в 1920, 1922, 1927 гг.; в Советском Союзе утверждал-ся в 1935, 1954 и 1964 гг., а предпоследний был принят в Россий-ской Федерации в 1998 г. Необходимость разработки нового законодательного акта в сфере железнодорожных перевозок вызвана тем, что в мае 2001 г. Пра-вительство РФ приняло решение о проведении структурной ре-формы на железнодорожном транспорте. Ее целью является создание развитого конкурентного рынка железнодорожных пере-возок. Однако осуществление такой реформы требует особой пра-вовой базы, которую и должен обеспечить новый устав. Согласно ст. 1 устав регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителя-ми), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструк-тур железнодорожного транспорта общего пользования, владель-цами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услуга-ми железнодорожного транспорта общего пользовании (далее -- железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта не-общего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. При этом железнодорожные пути общего пользовании представ-ляют собой железнодорожные пути на территориях железнодо-рожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов; приему и выдаче грузов, багажа, грузо-багажа, по обслуживанию сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции. Железнодорожные пути необщего пользования -- это железнодо-рожные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания общих пользователей услугами железнодорожного транспорта на усло-виях договоров или выполнения работ для собственных нужд. Уставом прописаны определения основных понятий, применяе-мых в практике железнодорожных перевозок. В связи с тем что во вновь создаваемой системе организации и осуществления перево-зок произойдет разделение перевозочного процесса на два само-стоятельных вида правоотношений -- услуги инфраструктуры и собственно перевозка, -- данный нормативный акт дает четкое определение понятиям «перевозчик», «инфраструктура», «грузо-отправитель», «грузополучатель», «груз» и др. Перевозчик -- юридическое лицо или индивидуальный пред-приниматель, принявшие на себя по договору перевозки желез-нодорожным транспортом общего пользования обязанность до-ставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также вы-дать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу. Перевозчиком может стать любое юридическое и физиче-ское лицо, владеющее на праве собственности или на иных за-конных основаниях железнодорожным подвижным составом и по-лучившее лицензию на осуществление перевозочной деятельно-сти. Перевозчик работает на условиях публичного договора. (Со-гласно ст. 426 ГК РФ публичный договор предполагает, что он заключается с каждым, кто согласен на его условия.) Инфраструктура -- технологический комплекс, включающий железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, ин-формационные комплексы и систему управления движением, а также иные здания, строения, сооружения, устройства и оборудо-вание, обеспечивающие функционирование данного комплекса. Грузоотправитель (отправитель) -- физическое или юридиче-ское лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и ука-зано в перевозочном документе. Грузополучатель (получатель) -- физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Груз -- объект (в том числе изделия, предметы, полезные ис-копаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребле-ния), принятый в установленном порядке для перевозки в грузо-вых вагонах, контейнерах. Помимо указанных даются определения другим понятиям («ба-гаж», «грузобагаж», «перевозочные документы», «сборы», «тари-фы» и т.п.), которые будут рассмотрены позже. Согласно Уставу для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между инфраструктурой и перевоз-чиком заключается договор об оказании услуг по использованию ин-фраструктуры. К таким услугам относятся: предоставление перевозчику права использовать принадле-жащие владельцу инфраструктуры железнодорожные пути и иные необходимые для осуществления перевозок объекты; обеспечение доступа железнодорожного подвижного состава перевозчика на железнодорожные пути, являющиеся частью ин-фраструктуры, как для перевозки, так и для нахождения на них порожних вагонов; осуществление управления движением поездов, в том числе согласование технических и технологических возможностей осу-ществления перевозок с владельцами других инфраструктур, же-лезными дорогами иностранных государств и организациями дру-гих видов транспорта; погрузка, выгрузка, хранение грузов и др. Следует отметить, что перечень указанных работ Устав оста-вил открытым, что дает право заключения договоров между пере-возчиками и инфраструктурами на иные работы (услуги). Устав перечисляет нормативные документы, содержащие пра-вила, обязательные для всех участников системы пользования и обслуживания железнодорожным транспортом, которые разраба-тываются и утверждаются в установленном порядке Федеральным органом исполнительной власти совместно с заинтересованными организациями. К таким документам относятся: правила перевозки грузов, пассажиров, багажа; порядок перевозки почтовых отправлений; правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предприниматель-ской деятельности; правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта и др. Последние два нормативных акта утверждаются Правительством РФ, что свидетельствует о высоких требованиях к содержанию этих документов. При этом подчеркивается, что пассажиры как потребители услуг пользуются всеми правами, предусмотренны-ми Законом РФ о защите прав потребителя. Если свойства груза, багажа, грузобагажа или их состояние, а также условия их перевозок не предусмотрены вышеназванными правилами, то для осуществления таких перевозок Устав преду-сматривает заключение соответствующих договоров между перевоз-чиками и грузоотправителями. В договорах указываются особые ус-ловия перевозок и ответственность сторон за их перевозку и со-хранность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|