p align="left">Предполетный досмотр пассажиров и ручной клади организу-ется в зоне спецконтроля непосредственно перед посадкой на борт самолета. Зона спецконтроля представляет собой один или два пункта досмотра, оборудованных техническими средствами досмотра: 1) рентгенотелевизионными стационарными интра-скопами для контроля ручной клади; 2) стационарными и руч-ными металлоискателями для досмотра пассажиров. При проверке ручной клади в случае отображения на экране оружия или других предметов, запрещенных к перевозке воздуш-ным транспортом, пассажиру предлагается открыть ручную кладь, после чего проводится ее досмотр. Такое же предложение может быть сделано пассажиру при обнаружении в содержимом ручной клади предметов и веществ, вызывающих сомнение в их назначении. Если в вещах обнаружены запрещенные вещества или предметы которые пассажир стремился незаконно провезти, он несет ответственность за это в установленном порядке. Газовое оружие и газовые патроны, на которые у пассажира отсутствуют соответствующие документы, передаются в органы внутренних дел в со-ответствии с законодательством, регламентирующим оборот ору-жия на территории Российской Федерации. Если у пассажира при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы, за изготов-ление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, ядовитые, наркотические, радиоактивные вещества и т.п.), он снимается с рейса и вместе с материалами (актом и изъятыми веществами и предметами) передается в орга-ны внутренних дел для решения вопроса о привлечении его к ответственности. В некоторых случаях, когда провоз опасных предметов являет-ся неправомерным, представитель по безопасности может при-нять решение об изъятии этих предметов на время полета. Факт изъятия оформляется специальным документом -- актом, заре-гистрированным в журнале. При этом изъятые у пассажира опас-ные предметы и вещества, которые находятся в свободной про-даже, но запрещены к перевозке на гражданских воздушных су-дах (баллоны с газом, газовые баллончики, огнеопасные лако-красочные изделия, вещества и предметы бытового назначения, не имеющие стандартной заводской упаковки, и т.д.), выдаются провожающим или хранятся в аэропорту в специальных поме-щениях. Перед прохождением предполетного досмотра пассажир обя-зан положить на досмотровый стол все металлические предметы, имеющиеся при нем, и пройти через стационарный металлоискатель. Если прохождение спецконтроля безопасности полетов про-шло благополучно, в авиабилете инспектор по досмотру делает отметку о прохождении пассажиром предполетного досмотра, пассажир направляется на посадку. В случае срабатывания сигнала стационарного металлоискателя инспектор досматривает пассажира с помощью ручного металло-искателя. При наличии звуковых сигналов инспектор предлагает пассажиру пройти в кабину вместе с ручной кладью, где прово-дится личный досмотр пассажира. Личный досмотр прово-дится только лицами одного пола с досматриваемым пассажиром в специально выделенных в аэропортах помещениях, отвечающих требованиям санитарии и гигиены. Запрещается проводить в од-ном помещении одновременно личный досмотр нескольких пас-сажиров. В процессе личного досмотра лица, производящие его обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении пасса-жира и не допускать действий, унижающих его достоинство. Если в результате проведения спецконтроля безопасности по-летов произошло опоздание пассажира на рейс, но в его вещах не было обнаружено опасных предметов, должностные лица, прово-дящие досмотр, обязаны принять необходимые меры, чтобы от-править пассажира очередным рейсом. Если же пассажир откажет-ся от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, авиапредприятие обязано по его требованию полностью возместить стоимость билета или его неиспользованной части. При отказе пассажира пройти досмотр или предъявить вещи к досмотру пассажира к перевозке не допускают. Спецконтроль безопасности полетов является последним этапом подготовки пассажиров к перевозке. После его прохождения пасса-жирам предлагается пройти на борт воздушного судна. Следует отметить, что зарегистрированный багаж также прохо-дит досмотр в специальной зоне багажного отделения с помощью технических и других средств досмотра (например, с помощью спе-циально обученных собак). При этом в крайних случаях, связанных с необходимостью вскрытия багажа, досмотр его может быть про-изведен в отсутствии пассажира, однако в такой ситуации пригла-шаются понятые. Факт досмотра багажа в отсутствии пассажира оформляется актом и регистрируется в специальном журнале. В настоящее время в России имеется единственный аэропорт Домодедово, где введен 100%-ный досмотр багажа. С этой целью в цоколе аэровокзала установлена система «Rapiscan in line» со ско-ростью 0,5 м/с, что позволяет досматривать до 900 единиц багажа в час. 2.10. Посадка пассажиров на борт воздушного судна Посадка пассажиров на борт воздушного судна может осуще-ствляться непосредственно с перрона аэровокзала (когда самолет подруливает к перрону) либо к перрону подаются автобусы, до-ставляющие путешествующих к трапу воздушного судна. Первыми на посадку приглашаются пассажиры с детьми, пас-сажиры преклонного возраста и инвалиды. Если при посадке в самолет используется один трап, то пасса-жиры бизнес-класса приглашаются на посадку после отъезда по-следней группы пассажиров эконом-класса. Если используются два трапа, посадка пассажиров разных классов может идти одновре-менно. Количество пассажиров, одновременно находящихся на трапе, не должно превышать восьми человек. Доставка и посадка несопровождаемого ребенка на борт само-лета производятся по окончании посадки основной массы пассажиров. При этом шеф экипажа пассажирской кабины, принимая несопровождаемого ребенка, ставит свою подпись в соответству-ющем документе. В последнюю очередь на борт самолета доставляются пассажи-ры VIP. Все пассажиры перед входом на борт воздушного судна должны предъявить оператору по посадке посадочные талоны. Оператор от-рывает корешки посадочных талонов и определяет по ним коли-чество пассажиров, явившихся на посадку. В случае неявки пасса-жира на посадку старший диспетчер на линии регистрации при-нимает все необходимые меры для розыска пассажира. Если такие меры не приносят желаемых результатов, дается команда о сня-тии багажа не явившегося на посадку пассажира с борта воздуш-ного судна. При этом изъятый багаж подлежит обязательному до-смотру. Пассажир, не явившийся вовремя на посадку, может перебронировать билет на другой рейс или сдать его. Однако в обоих слу-чаях к пассажиру будут применены штрафные санкции. Исключе-нием может быть болезнь пассажира или его спутника, а также случай, если неявка пассажира произошла по вине перевозчика. Три этом следует иметь в виду, что за задержку пассажира при прохождении таможенного, паспортного или спецконтроля пере-возчик ответственности не несет. 2.11. Обслуживание пассажиров в аэропорту назначения После прилета в порт назначения первыми к выходу пригла-шаются пассажиры категории VIP, затем пассажиры бизнес-клас-са и трансферные пассажиры, а затем все остальные пассажиры эконом-класса. На автобусах пассажиры доставляются в здание аэровокзала. Если пассажиры прибыли с внутреннего рейса, они сразу проходят в зону выдачи багажа. Если пассажиры прибыли с международного рейса, они проходят санитарно-эпидемиологический (при необходимости) и паспортно-визовый контроль, а затем идут в зону выдачи багажа. После его получения они направляются на таможенный досмотр. Багаж из зоны разгрузки поступает в зону выдачи, где приле-тевшие пассажиры отбирают свои вещи. При выходе работник багажной зоны сверяет номер багажных бирок, прикрепленных к багажу, с номерами на отрывных талонах багажных бирок, вкле-енных в авиабилет пассажира. На практике эта процедура несколько упрощена -- к помощи оператора багажной зоны прибегают, главным образом, в спорных ситуациях или в случае неприбытия ба-гажа Если пассажир не получил свой багаж или получил его в неис-правном состоянии, представитель службы розыска багажа или авиакомпании обязан составить акт о неприбытии или неисправ-ности багажа. Вещи, забытые пассажирами в салоне самолета или автобуса, сдаются на хранение в службу розыска багажа. По предо-ставлению отрывных талонов багажных бирок или письменному заявлению пассажиров (в случае недокументированных вещей) вещи выдаются их владельцам. Качеству обслуживания пассажиров в аэропортах уделяется большое внимание, так как этот показатель является одним из элементов, характеризующих работу перевозчика в целом. В миро-вой практике воздушных перевозок уже давно применяются стан-дарты по обслуживанию пассажиров, которые разрабатываются самими авиапредприятиями с учетом последних достижений в области сервиса. В связи с этим самая крупная национальная авиа-компания «Аэрофлот--Российские авиалинии» разработала и с февраля 2001 г. приняла Стандарт предприятия по обслуживанию своих пассажиров в аэропортах и на борту самолетов, соответ-ствующий международным требованиям. Согласно этому стандар-ту строго обозначены время работы регистрационных стоек, опре-делены требования к состоянию мест регистрации. Например, время ожидания пассажира у стойки регистрации для первого класса -- не более 2 мин, для бизнес-класса -- не более 6 мин. Документом введен единый порядок перемещения пассажиров по территории аэропорта; строго регламентированы звенья техноло-гической цепочки, по которой пассажир «проходит» до кресла в салоне самолета и от трапа самолета до стоянки автотранспорта; четко определены обязательства авиакомпании при задержке рей-сов, нормы бесплатного провоза багажа, а также порядок обслу-живания пассажиров различных категорий. 2.12. Особенности обслуживания отдельных категорий пассажиров Категории пассажи-ров, чье обслуживание отличается от общепринятого. Оно заклю-чается в том, что этим категориям путешественников предостав-ляются дополнительные удобства и услуги; обеспечивается надле-жащий уровень безопасности при перевозке; предъявляются оп-ределенные требования государственных органов страны въезда и выезда и др. Некоторые пассажиры перевозятся на особых услови-ях только по предварительному согласованию с перевозчиком. Крат-ко остановимся на особенностях авиаперевозки некоторых кате-горий пассажиров. Обслуживание пассажиров категории VIP Особенности обслуживания пассажиров категории VIP (Very Important Person) заключаются в том, что для них создаются мак-симальные условия комфорта и удобств в полете, своевременно предоставляется информация о времени вылета и прилета, ока-зывается содействие в проведении административных формаль-ностей. К пассажирам, пользующимся VIP-услугами при авиапе-ревозках, в настоящее время можно отнести три группы граж-дан: -лица, занимающие видное политическое, общественное, ре-лигиозное положение: руководители политических партий, высо-копоставленные правительственные чиновники, главы религиоз-ных конфессий, губернаторы, послы, депутаты Государственной Думы и т.д.; -лица, имеющие специальные VTP-карты (представляющие со-бой нечто вроде кредитных карт), дающие им право получать VIP-обслуживание; - туристы, которым такую услугу предоставляют туристские компании. Пассажирам категории VIP разрешается прибыть в аэропорт отправления ко времени окончания регистрации основной массы пассажиров. Иногда (при предварительном уведомлении) допус-кается даже более позднее прибытие пассажиров на перевозку, но не менее чем за 15 мин до отправления рейса. Если рейс задерживается или отменяется, диспетчер аэропор-та обязан сообщить об этом в администрацию пассажира VIP (же-лательно до его выезда в аэропорт), с тем чтобы последний отло-жил свой выезд. Регистрация VIP-пассажиров, прием и оформление их багажа, а также проведение административных формальностей происходят отдельно от всех других пассажиров в специально выделенных помещениях, где имеются свои пропускные пункты таможенного досмотра и паспортно-визового контроля. Этими специальными помещениями являются Залы официаль-ных делегаций, VIP-залы. В Залах официальных делегаций осуществляется в основном об-служивание высокопоставленных чиновников -- как российских, так и иностранных. Оплачиваются эти услуги Правительством или Государственной Думой по минимальным ценам. При этом день-ги за обслуживание перечисляются, как правило, заранее безна-личным платежом. Обслуживание пассажиров в этих Залах осуще-ствляется на основании заявок в виде факса или письма на имя начальника аэропорта, который наносит на них резолюцию, раз-решающую обслуживание данных пассажиров. VIP-залы принимают бизнесменов и других VIP-персон, не имеющих отношения к государственной службе и готовых само-стоятельно платить за повышенный комфорт в аэропорту. Кроме того, существует определенный перечень пассажиров, имеющих право бесплатного прохода через VIP-залы, -- Герои Советского Союза, Российской Федерации, социалистического труда и др. Разные аэропорты организуют сервис VIP-пассажиров по-раз-ному. Например, аэропорт Домодедово имеет только Зал офици-альных делегаций, без затруднения в который могут попасть толь-ко лишь члены Правительства России, Госдумы и Совета Федера-ции, а также высокопоставленные иностранные гости. Остальные пассажиры, претендующие на VIP-обслуживание, тщательно от-бираются службой безопасности аэропорта и могут пройти в этот зал только по специальным спискам. Аналогичным образом орга-низовано VIP-обслуживание в другом крупном российском аэро-порту Пулково-1. Здесь имеется Зал официальных делегаций, право на обслуживание в нем имеют правительственные органи-зации, депутаты, члены Межпарламентской Ассамблеи и некото-рые коммерческие организации, с которыми были заключены предварительные договоры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45
|